В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Резюме по теме «Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?»

Версия для печати
15 апр 2015 года

Сравнительный анализ по разным странам показал, что результаты этих реформ выглядят неоднозначно, и общего рецепта реформ пока нет. Неоднозначные результаты принесла и децентрализация, относительно которой в научном сообществе сложилось положительное мнение. Более того, оказалось, что в некоторых ситуациях (внутренний конфликт в стране, стихийные бедствия и т.п.) ее проведение нежелательно. Примером является Британия, в которой глубокая децентрализация лишь усугубила рост сепаратизма в Шотландии. Похоже, что простые решения в плане реформ (одноразовая децентрализация, люстрация, сокращение), весьма ненадежны.

На этом фоне интересным выглядит опыт реформ в США и Китае. В первом случае администрация Клинтона взялась за кропотливую работу с чиновниками, создав стимулы для улучшения их работы и специальные группы, занимавшиеся «мозговым штурмом» проблем каждого ведомства. Во втором случае велась долгая и упорная работа по созданию специальных институтов власти и внедрению новых ценностей в бюрократическом аппарате. Это принесло ощутимые плоды – отношение граждан к органам власти за прошедшие десятилетия существенно улучшилось, а госаппарат стал работать лучше.

Ряд критиков взялись за поиски новой парадигмы управления. Основная идея – привлечение к управлению гражданского общества, использование информационных технологий, широкая демократизация. Один из активно обсуждаемых вариантов – т.н. сетевое или многостороннее управление, то есть управление с привлечением широкого круга негосударственных организаций и гражданских активистов. Правда, на практике такую идею реализовать оказалось непросто, поскольку для этого чиновникам необходимы совершенно другие навыки.

Большой интерес, причем не только у специалистов, вызвала и идея «холократии», то есть радикальной «де-иерархизации». На практике она была реализована в компании «Заппос». О результатах пока говорить рано, но в любом случае, поиски новых путей улучшения работы организаций и государственного аппарата не прекращаются. И хотя надежных рецептов реформирования нет, бесспорно одно: чтобы достичь успеха, реформаторам нужно запастись терпением, начиная с решения сравнительно простых, конкретных задач, и постепенно переходя к более сложным, при этом помня, что реформы проводятся, прежде всего в интересах простых граждан.


Государственная бюрократия: «за» и «против».

В защиту государственной бюрократии. Дуглас Эми. Большая часть массовых представлений о работе аппарата госуправления основана на предрассудках; на самом деле эти учреждения работают вовсе не так плохо, и играют незаменимую роль в жизнеобеспечении общества.

Бюрократия убивает: уроки Рима. Уильям Генри Чемберлен. История падения Римской империи содержит уроки, которые актуальны и сегодня: чрезмерное администрирование, централизация власти, поощрение социального паразитизма (не говоря уже об утрате гражданами желания защищать свою страну), это опасные симптомы ослабления народа и вырождения его государства.


Опыт реформ: запад и восток.

Уроки реформы системы управления: опыт 20 лет. Элейн Камар. Опыт реформирования госаппарата в США, начатый более 20 лет назад, показал, что есть три основные направления реформы: повышение производительности работы чиновников, улучшение обслуживания населения и технологическое обновление, то есть использование информационных технологий.

30 лет реформ системы управления в Китае. Ю Кепинь. Политические реформы в Китае идут уже 30 лет, и, несмотря на то, что они находятся «в тени» экономических успехов страны, они крайне важны; основная цель реформ госуправления – создание социалистического правового государства, демократичность, прозрачность, ответственность и эффективность власти.


Простые решения: упрощение и децентрализация.

Почему власть нуждается в радикальном упрощении. Филип К. Ховард. Органы власти нуждаются не в «косметическом ремонте», а в радикальной дебюрократизации (радикальном упрощении) на основе принципа личной ответственности.

Как исправить правительство и восстановить демократию. Дуглас Дж. Эми. Главный способ повышения качества управления это не простая передача полномочий, а решительная демократизация – причем сразу в нескольких направлениях, и, прежде всего в плане выравнивания политического влияния граждан и т.н. «групп особых интересов».

Хорошее управление: благозвучный лозунг или желательная цель развития? Бьорн Ломборг. По мнению Б.Ломборга, вместо того, чтобы ставить абстрактные цели улучшения государственного управления, мы должны сосредоточиться на конкретных, достижимых целях; как вариант – обеспечить всех граждан необходимыми им идентификационными документами.

Децентрализация на распутье – европейские реформы в период кризиса. В.Гнис. Все попытки улучшить управление через укрупнение или дробление территорий, введение регионального уровня и пр., в странах Европы приносят очень разные результаты; общий рецепт удачных реформ пока так и не найден, хотя и есть отдельные интересные примеры.

Децентрализация власти в 21-м веке - обзор. С.Уайт. Децентрализация власти считается естественной частью реформы госуправления, и что она непременно приносит пользу; обзор научной литературы показывает, что это далеко не так – а в странах, переживших внутренние конфликты ее проведение вообще нежелательно.


Новая парадигма управления.

Управление: новая парадигма. Пьер Каламе. Сами проблемы человечества и новые технические возможности требуют решительного обновления аппарата управления, и даже более того – принятия новой парадигмы управления.

Существует ли новая парадигма управления? Пример Португалии и Литвы. А.Гуогис, Д.Феррас, и др. Опыт реформ стран Европы за последние полвека показывает, что важны не только модель реформирования, и не только упорство реформаторов, но и активное участие в реформах гражданского общества; без активных действий самих граждан любая реформа стопорится.

Принципы и проблемы инновационной политической парадигмы: многостороннее управление. Бертран де ла Шапель. Нарастающие проблемы традиционных форм принятия политических решений, а также новые коммуникационные технологии требуют не просто «демократизации управления», а принятия новой политической парадигмы, идеи «многостороннего управления».


Новые идеи.

Глядя в будущее: от бюрократии к холократии. Энрике Дэнс. Новые идеи в сфере управления (в т.ч. принцип субсидиарности) традиционно испытываются сначала корпоративной сферой, прежде чем переносятся в иные области; такова идея холократии, ставшая «последним писком» в построении организации на Западе, и позволившая решить проблему бюрократизма.

Переменчивая природа власти: сетевое управление. Уильям Д. Эггерс. Сегодняшняя иерархическая государственная машина просто не отвечает требованиям нашего времени – общество существенно усложнилось, круг задач расширился; необходим переход к принципиальной иной, сетевой системе управления. Однако для этого не просто потребуется привить чиновникам новые навыки, потребуется изменить само представление о том, что есть государственный служащий.

Версия для печати
Публикации автора

 

Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме
Зал периодики

Битва за виборчу систему

Первый год президентства Петра Порошенко

Айварас Абромавичус: Ми тут зібралися не для того, щоб тупцювати на одному місці черепашачими ніжками

Як працюватиме український аналог ФБР

Аваков: Я за полное разграничение с оккупированным Донбассом

Закрытая встреча: О чем украинский бизнес говорил с президентом

Кравчук: Ошибки президента в кадровых решениях зачастую настолько очевидны, что вызывают удивление

Новая модель развития финансов

Вахтанг Кипиани: Крым как Абхазия. Между оккупацией и этноцидом

Кличко мне друг, но выборы дороже?

Як не варто проводити адмінреформу, або Чи повторить Україна помилки Латвії?

Як знайти компроміс між олігархами і суспільством

The Economist: податок в Україні зросте, державні видатки скоротяться

Коментар: Порошенко має діяти

Олигархи сломают власть

Жизнь без европейской перспективы

Спочатку корупція, решта потім

В Україні насправді немає ані лівих, ані правих рухів – Портников

Роман Чернега: "Половина работников в Украине работают нелегально"

In memoriam: Чему погибший Джон Нэш мог бы научить Украину

Гарбуз на тортике

Небезпечні радники. Чи будуть зроблені висновки з поразок?

Андрій Коболєв: Людям давали дешевий газ, щоби іншою рукою забирати в них значно більше

Експерт: Порошенко за рік президентства допустив низку помилок

Для реформи децентралізації потрібен фундамент

ВР восьмого созыва с высокой вероятностью не доживет и до середины каденции

Дефолт или ультиматум?

Маємо другий неоголошений дефолт?

Эволюция достоинства

Пряма і явна загроза: як корупція шкодить національній безпеці України

Ничего в Минздраве

Глава податкової міліції Сергій Білан: Завдання - зламати систему

Инфографика: Как депутаты ходят на работу. Рейтинг и антирейтинг голосований

Платить по счетам: что даст Украине мораторий на погашение долгов

Коты в мешке. По каким правилам пройдут местные выборы-2015

Старі «граблі» й нові...

Кто-то должен ответить

Павло Шеремета: В правительстве возобладали аппаратные инстинкты

Примирення з Донбасом та РФ. Чи можлива без нього європейська безпека?

«Відверто Кажучи, Верхівка Вашої Еліти Дуже Корумпована»

«Украинский кризис» 2013-2015 годов или основы современного международного порядка

Про институциональный кризис

Сломать вертикаль власти. Опыт компании Zappos

Україна — від епохи Середньовіччя до Нового світу

Цугцванг Яценюка?

По чьим рецептам вылечат страну

Почему Украина до сих пор не ратифицировала Римский устав?

Архітектура поразки

Удобная «отмазка»

Рада после «майских»: о проблемах Донбасса поговорили и забыли

 

page generation time:0,537