В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска
Перекресток цивилизаций
Другие диалоги:

Почему новая стратегическая инициатива Китая так важна для ЕС

Версия для печати
Шаохуа Ян
22 июн 2015 года

После посещения китайским президентом Си Дзинпинем Казахстана и Индонезии, где он объявил об идее создания экономического пояса "Новый шелковый путь" и Великого Морского шелкового пути 21-го века (названные вместе инициативой «Один Пояс - Одна Дорога»), среди ученых и политиков Китая началось активное обсуждение этих инициатив.

Китайский Министр иностранных дел Ван И, на пресс-конференции по поводу открытия парламентской сессия Китая, назвал эту инициативу "центром внешней политики" Китая в 2015 году. Как ключевая инициатива нового китайского руководства, "Один Пояс - Одна Дорога" (OBOR) стала не только одним из высших приоритетов китайской политики, но и вызвала большой интерес за рубежом, и особенно в соседних азиатских странах. Показательный пример - то, что уже более 30 стран присоединились к Азиатскому Банку Капиталовложений и Инвестиций (AIIB).

Несмотря на серьезность, с которой азиатские страны принимают участие в этой инициативе и ее огромное потенциальное воздействие на евразийский континент, Европа до настоящего времени медлила с ответом. Хотя в СМИ можно найти некоторые отзывы, европейские эксперты мало изучали инициативу "OBOR", а на официальном уровне не было настоящего обсуждения. Эта идея практически отсутствовала в официальном диалоге между Евросоюзом и Китаем.

Это можно объяснить большим расстоянием Европы от Китая, так же как и некоторой незрелостью инициативы, которой потребуется еще немало времени, чтобы полностью сформироваться. Но есть также вероятность того, что ЕС недооценил значение этого нового китайского проекта, и мог утратить возможности извлечь выгоду из взаимовыгодного сотрудничества.

Хотя идея "OBOR" требует детального изложения, вряд ли этот проект можно назвать малозначительным для ЕС. Поскольку он основан на "Стратегической повестке дня для сотрудничества между ЕС и Китаем - 2020", в нем есть, по крайней мере, три сферы, имеющие особое значение для ЕС: торговля и инвестиции, мир и безопасность, международное сотрудничество.


Торговля и Инвестиции

Торговля это ядро отношений ЕС и Китая. ЕС был крупнейшим торговым партнером Китая с 2004, и теперь Китай - второй по величине торговый партнер Евросоюза. В 2014 двухсторонняя торговля достигла 615,1 миллиардов долларов. Эта торговая взаимозависимость должна стать главным стимулом для ЕС, чтобы он обратил более пристальное внимание к проекту "Нового шелкового пути". А поскольку торговля очень нуждается в транспортной инфраструктуре, этот проект многое значит для отношений между ЕС и Китаем.


В течение многих столетий, большое расстояние между Европой и Китаем было естественным препятствием для двусторонней торговли. Поскольку проект "OBOR" направлен на развитие транспортной инфраструктуры, есть огромный потенциал для расширения торговли между Китаем и Европой. Это показывает и существующая, трансевразийская железная дорога, которая соединяет Город Чунцин в юго-западном Китае с немецким городом Дуйсбург. Согласно отчету Си-Эн-Эн, этот железнодорожный маршрут занимает только 16 дней, что намного быстрее, чем долгие судоходные маршруты.

Начиная с его открытия в 2011, Китай перевез по этому пути товаров на $2,5 миллиарда долларов. Китай, конечно, не является единственным бенефициарием от улучшения возможностей торговли и транспорта. Считается, что, используя эту железную дорогу, доставка европейского автомобиля в Китай может быть сокращена до 25 дней, по сравнению с двумя месяцами по морским путям, что снижает и стоимость доставки. Подобные торговые выгоды могут получить и страны вдоль всего маршрута.

В дополнение к выгодам ускоренного перемещения товаров, Европа может также извлечь выгоды из непосредственного участия в инициативе "OBOR". Хотя OBOR - китайская инициатива, Китай не в состоянии реализовать ее самостоятельно, для нее нужны международные усилия. В этом отношении, у стран-членов Европейского Союза есть возможность извлечь прямые выгоды. Европа может использовать в своих интересах свои передовые технологии, капиталы, и управленческий опыт. Решение об участи в проекте нескольких стран-членов Европейского Союза (Великобритании, Германии, Франции, и Италии), может стать важным шагом в этом направлении.

Европейские страны также извлекли бы выгоду из китайских инвестиций в проект "OBOR", которые, как ожидают, достигнут $1,6 триллионов долларов. У Китая есть огромные производственные мощности, и огромные валютные резервы, что открывает перед Европой возможности обновить и укрепить ее собственную инфраструктуру, что способствовало бы восстановлению роста ее экономики. Недавний пример - то, что во время 2-го китайско-европейского саммита в 2013, китайский премьер Ли Кекян объявил о планах совместного строительства железной дороги между Сербией и Венгрией.


Мир и безопасность

Развитие и безопасность близко связаны, и у инициативы "Нового шелкового пути" есть положительные стороны - для сохранения мира и безопасности, и это помимо укрепления экономического обмена и расширения торговых отношений между ЕС и Китаем. Продвигаясь в Европу, инициатива "OBOR" охватит некоторые из самых нестабильных стран и регионов мира, включая Среднюю Азию и Ближний Восток, которые составляют “расширенное соседство ЕС” и имеют значение для европейской безопасности.

Одна из внешнеполитических целей ЕС состоит в том, чтобы глубже вовлечь Китай в международное сообщество и побудить его стать более ответственным и заинтересованным игроком на мировой арене. Тем временем, в ответ на критику, что Китай до сих пор был "свободным наездником" в международном обществе, китайский президент Си Дзинпинь пояснил, что Китай готов «разделить общие возможности развития». И если Китай предложил проект "Нового шелкового пути", это также означает, что он готов активнее участвовать в международных делах.

По мере реализации китайского проекта, он, вероятно, столкнется со многими проблемам, особенно в сфере безопасности, для решения которых ему придется сотрудничать с Европой. Текущие кризисы на Ближнем Востоке и Украине - показательные примеры. Иранский ядерный кризис и продолжающий конфликт в Украине вызывают вопросы о реализуемости идеи "Нового шелкового пути", но эта общая проблема открывает и новые возможности – и для ЕС, и для Китая.


Отношения между народами и обмен

Международный обмен - третий аспект отношений Евросоюза и Китая, и самый слабый. В 2012 году ЕС и Китай подписали декларацию о "Диалоге высокого уровня - от народа к народу" как механизме укрепления доверия и понимания, но он остается довольно аморфным из-за нехватки конкретных действий. Поэтому инициатива "OBOR" столь своевременна, что она обещает сделать международный обмен более живым и наполненным содержанием.

Исторически, понятие "Великого шелкового пути" касалось не только торговых связей, но также имело существенное культурное значение. Это был канал культурного обмена между восточными и западными цивилизациями, по которому в Китай пришла европейская музыка, танцы, живопись, архитектура, и медицинская наука, а из Китая - китайский шелк, чай, фарфор, печатное искусство, конфуцианские идеи. Этот обмен оставил глубокий отпечаток на развитии обеих цивилизаций.

Аналогичным образом, инициатива "OBOR" может служить культурным мостом между Европой и Китаем, которые нужно трактовать не только как “два рынка” или “две силы", но и как две цивилизации. Пока что обсуждение китайской инициативы главным образом сосредоточено на торговле и проблемах безопасности, в то время как европейцы подчеркивают коммерческие интересы, а США волнуются больше о геополитике. Однако для всего мира значение "OBOR" выходит за узкие коммерческие интересы и проблемы безопасности. Поскольку маршрут "Нового шелкового пути" проходит через территорию великих мировых цивилизаций, он может принести новые возможности и для глобальной интеграции.

Отметим, что в области международного обмена, между Китаем и странами-членами Европейского Союза в прошлом году переместилось шесть миллионов человек, и заметно расширился обмен студентами.


ЕС как участник инициативы "OBOR"

Как любой новой идее, "Новому шелковому пути" еще потребуется время, чтобы полностью сформироваться. Реализация займет еще больше времени, учитывая масштаб проекта и непредсказуемые политические риски, которые могут его ожидать.

Однако ЕС не должен недооценивать способности Китая в продвижении проекта и его значение для Европейского Союза. К тому же эта инициатива имеет большое значения и для Евросоюза. ЕС и его страны-члены это вовсе не посторонние, а самые заинтересованные стороны.

Фактически, влияние проекта "OBOR" Евросоюз уже смог ощутить после предложения Пекина в 2012 создать новую структуру сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы по формуле “16+1”. Поскольку Китай приглашает все больше европейских стран участвовать в этом проекте (в основном через двусторонние соглашения с отдельными странами), ЕС будет вынужден как-то скоординировать европейский ответ на китайские инициативы.

Отметим, что в 2014, торговля между Китаем и ЕС достигла объема в 568 миллиардов евро (приблизительно 615 миллиардов долларов США), то есть за год увеличилась на 9.9 процентов. Торговля между ними создает миллионы рабочих мест.

Тем временем, инвестиции Китая в ЕС продолжают увеличиваться, а с середины января, Китай стал одним из крупнейших иностранных инвесторов в Европе. ЕС и Китай активно заняты работой над двусторонним инвестиционным соглашением, которое может быть заключено к концу этого года, считают некоторые эксперты. Таким образом, для Евросоюза - самое время задуматься о том, как воспользоваться стратегической инициативой Китая.


Перевод А.Маклакова

Источник: http://thediplomat.com/2015/04/why-the-one-belt-one-road-initiative-matters-for-the-eu/

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Возможности эволюции НАТО

Способность НАТО влиять на решения, принимаемые Россией в отношении Украины, ограничены, поскольку большинство рычагов влияния, доступных альянсу, это дипломатические и экономические, и их действие Россия ощутит только спустя определенное время. Неспособность НАТО остановить российский ирредентизм, скорее, будет стимулировать осмысление альянсом тех дипломатических и военных мер, которые нужно предпринять, чтобы предотвратить возникновение в восточной и южной Европе нового подобного кризиса.

Многие проблемы, с которыми столкнулось НАТО в 2014 году, скорее всего, обострятся еще в текущем году, а в 2015 году они потребуют большего внимания и действий, как отдельных членов альянса, так и коллективных, чтобы НАТО и дальше смогло играть стабилизирующую роль в Афганистане и Восточной Европе, и отвечало меняющимся условиям. Эти проблемы также могут привести и к изменениям в структуре НАТО. Спектр альтернативных сценариев развития альянса охватывает три основных варианта - превращение его в «сильный и решительный», либо – в альянс сокращенный и оборонительный, либо - инертный.

Читать далее

 

Материалы по теме

 

page generation time:0,069