В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Существовавшая до 2005 года мажоритарная система выборов в местные советы не удовлетворяла общество и была заменена на пропорциональную, которая также оказалась малоэффективной. Сегодняшний закон о выборах в органы местной власти предполагает смешанную систему, но скажется ли этот очередной эксперимент на эффективности работы местных советов, прежде всего, с точки зрения защиты местных интересов? Уже сегодня эксперты свидетельствуют, что даже при новой системе выборов местных советов увеличить потенциал самоуправления на местах вряд ли удастся. Более того, скептики утверждают, что нынешние местные выборы не только не станут новым этапом в развитии демократического процесса, но и окончательно отодвинут идею местного самоуправления на второй план, превратив его выборные органы в часть государственного аппарата.

Как отмечают многие наблюдатели, «избирателю на этих выборах отводится роль статиста, волеизъявление которого будет очень легко откорректировать». Не потому ли явка на эти выборы прогнозируется очень низкая?! Спорят лишь о том, какова будет доля «участия партии власти» в корректировках – 20 или 30%?

Очередные выборы в местные органы власти могли бы вынести на повестку дня уже давно наболевшие вопросы о состоянии и перспективах местного самоуправления, но этого, увы, не произошло. Идущие на выборы партии даже не думают предлагать электорату свои модели регионального управления и развития. В то же время, Украина остается достаточно плохо управляемой территорией, особенно если речь заходит о местном уровне. Практически все поступления, собранные в виде налогов и отчислений во всевозможные фонды, остаются «в верхах», не доходя до реальных пользователей. Не потому ли у нас вымирают и деградируют не отдельные города и села, а целые районы и территории, а пропасть между богатыми и бедными областями все нарастает?

Регион региону – рознь. И местные выборы в Винницкой области радикально отличаются от выборов в Луганской или Ивано-Франковской областях. Поэтому «одна гребенка» и единый централизованный (партийный) подход к территориальному управлению вряд ли окажется эффективным. Объединяет лишь то, что практически везде мы наблюдаем нежелание передавать полномочия и ресурсы на места. Этому мешает и коррумпированность чиновничества, и нехватка ресурсов, и исключение из общественной жизни мнения избирателей, и значительный разрыв в развитии между регионами. Но главное – это постоянное пренебрежение центральной власти конституционными гарантиями местного самоуправления.

Сторонники идеи Монтескье о разделении властей считают, что самоуправляющиеся общины или автономные местные власти можно рассматривать как «противовес власти центра». Европейская Хартия о местном самоуправлении 1985 года считает самоуправление местных общин краеугольным камнем настоящей демократии. А Программы Мирового Банка и Программа человеческого развития ООН (ПРООН) настаивают на том, что децентрализация власти является эффективным орудием экономического развития – благодаря именно усилению независимости местного самоуправления и повышению его активности, укреплению демократии на местах.

В этом контексте «Диалог.UA» хотел бы предложить для обсуждения ряд вопросов. Почему в повестке дня местных выборов не идет речь о реформе местного самоуправления? Почему несколько попыток реформировать местное самоуправление провалились уже на стадии обсуждения? Быть может, эти реформы вообще никому не нужны?

Реальное местное самоуправление – это пробуждение инициативы миллионов. Сегодня эта энергия законсервирована. Нежелание Центра понять это и изменить ситуацию – является серьезной преградой для развития бизнеса, реализации социальных программ. Мыслящая власть непременно должна использовать децентрализацию для укрепления своих позиций и повышения управляемости государства ради его стабильности и улучшения жизни людей. Однако, централизация власти в Украине продолжается. Полномочия местных рад по распоряжению и учету использования земли, недр, формирования местных бюджетов плавно переходят к центру. Что остается местной власти? Чем она будет заниматься? И какой должна быть модель управления территориями, чтобы она была эффективной?

Свернуть

Существовавшая до 2005 года мажоритарная система выборов в местные советы не удовлетворяла общество и была заменена на пропорциональную, которая также оказалась малоэффективной. Сегодняшний закон о выборах в органы местной власти предполагает смешанную систему, но скажется ли этот очередной эксперимент на эффективности работы местных советов, прежде всего, с точки зрения защиты местных интересов? Уже сегодня эксперты свидетельствуют, что даже при новой системе выборов местных советов увеличить потенциал самоуправления на местах вряд ли удастся. Более того, скептики утверждают, что нынешние местные выборы не только не станут новым этапом в развитии демократического процесса, но и окончательно отодвинут идею местного самоуправления на второй план, превратив его выборные органы в часть государственного аппарата.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Реальне місцеве самоврядування – це пробудження ініціативи мільйонів

Реальне місцеве самоврядування – це пробудження ініціативи мільйонів: Реальне місцеве самоврядування – це пробудження ініціативи мільйонів

Анатолій Матвієнко, народний депутат, голова УРП «Собор»

Народовладдя прийде після того, як суспільство усвідомить свою функцію і значення, а це станеться коли воно буде ближче до влади. Тому місцеве самоврядування і має таке велике значення – люди повинні відчувати, правильно чи ні вони обрали міського голову; чи обрали вони відповідальну раду, чи злодійську. А в нас сьогодні кого не обери, він все одно нічого не може, окрім як вкрасти шматок землі, чи акції підприємств.

Читать далее

Якщо так піде далі, то відбудеться повна централізація влади. Але…

Анатолій Ткачук: Якщо так піде далі, то відбудеться повна централізація влади. Але…

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Під час виборів нинішня влада висловлювала декілька тез про необхідність розширення повноважень місцевого самоврядування, скасування місцевих держадміністрацій, створення виконкомів районних та обласних рад. Така риторика була. Що відбувається насправді? Насправді ж відбувається тотальна централізація, посилення місцевих держадміністрацій і, відповідно, послаблення органів самоврядування.

Читать далее

На сьогодні ніхто не зацікавлений в посиленні регіональної влади

Андрій Дуда: На сьогодні ніхто не зацікавлений в посиленні регіональної влади

Андрій Дуда, кандидат наук з державного управління, доцент кафедри політології Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Те, що сьогодні здійснено – а саме, внесення елементів мажоритарної системи у формування представницьких органів місцевого самоврядування, без сумніву може розглядатися, як позитивний момент для самоврядування. В силу того, що пропорційна система висвітлила ще один недолік не лише в питанні алгоритму роботи, а й в питанні підбору кадрів. У нас до партійних списків на виборах до місцевих рад потрапило дуже багато випадкових людей, які не мали жодного відношення до муніципальної проблематики і жодного уявлення про місцеве самоврядування.

Читать далее

Где есть клановая олигархия, там нужна и централизация

Олег Соскин: Где есть клановая олигархия, там нужна и централизация

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Автократические системы управления, вплоть до диктатуры, есть только в отсталых странах, к числу которых относятся и Россия, и Украина, и Беларусь. Где есть клановая олигархия, там нужна и централизация, чтобы выкачивать снизу деньги. Сегодня олигархи попросту грабят города, грабят громады. Ни в одной европейской стране нет такой модели, где были бы сообщества, разделённые по иерархии подчинённости. То есть: село, поселок, поселок городского типа, город районного подчинения, областного или республиканского подчинения, город (Киев, Севастополь) с особым статусом. Такой глупости вообще нигде нет. Это полный бред, когда есть ещё и отдельный закон про столицу. Это всё анахронизмы, сохраняющие феодальное, по сути, общество.

Читать далее

Місцеві ради перетворилися на своєрідні збори акціонерів

Місцеві ради перетворилися на своєрідні збори акціонерів: Місцеві ради перетворилися на своєрідні збори акціонерів

Володимир Купрій, виконавчий директор Творчого центру ТЦК, кандидат наук з державного управління

Сьогодні вибори до місцевих рад не відіграють ролі формування волі більшості громади. Вони більше не означають апріорної легітимації політики, яка потім здійснюватиметься. Вибори тепер мають вужчу функцію: вони лише затверджують спосіб призначення управлінців.

Читать далее

Надій на те, що незабаром через рік-два прийде до нас хороша влада на державному рівні і наведе порядок, забезпечить розвиток, проведе реформи – просто немає.

Ігор Коліушко: Надій на те, що незабаром через рік-два прийде до нас хороша влада на державному рівні і наведе порядок, забезпечить розвиток, проведе реформи – просто немає.

Ігор Коліушко, експерт з публічного права, голова правління ГО "Центр політико-правових реформ"

В наших умовах немає, на жаль, активного тиску знизу на владу з вимогою проводити реформи місцевого самоврядування. А, відтак, влада вважає, що це просто не те питання, на якому вона може виграти, а навпаки, у нас популярне твердження, що це дуже непопулярна реформа і це дуже ризикована реформа. І політики завжди кажуть: ну, давайте про це поговоримо після виборів. А оскільки вибори у нас щороку, то от так воно і відкладається із року в рік. На моє переконання, реформа місцевого самоврядування є найбільш необхідною реформою в нашій державі, бо ми бачимо, що з року в рік не можемо досягнути серйозного покращання влади на державному рівні.

Читать далее

Объективно назрела потребность в новой силе

Владимир Бревнов: Объективно назрела потребность в новой силе

Владимир Бревнов, экономист

От выборов к выборам, места в списках лидеров политической гонки достаются старым и новым старым представителям, т.н. местной элиты. Люди успевают состариться на митингах, телеэкранах, страницах газет при этом в подавляющем большинстве случаев не принеся никакой пользы обществу. Но Рубикон, перейден. Чувство меры утрачено большинством элит, олигархов, мегапартий и т.п. И это, в ближайшее время (на отдельных территориях даже на выборах 2010), станет первотолчком для зарождения новых политических движений на местах.

Читать далее

Местное самоуправление идет к неизбежному коллапсу

Местное самоуправление идет к неизбежному коллапсу: Местное самоуправление идет к неизбежному коллапсу

Павел Карайченцев, координатор проекта «MESTNYE.com».

Говорить о том, что в ближайшие два года у нас произойдёт что-либо с местным самоуправлением – нереально. Никаких практических шагов к этому не сделано, а те некоторые «декоративные», они совершенно неинтересны.

Читать далее

Я вважаю, що те, що сьогодні робить президент і уряд, правильно

Я вважаю, що те, що сьогодні робить президент і уряд, правильно: Я вважаю, що те, що сьогодні робить президент і уряд, правильно

Іван Паховчишин, кандидат у депутати до Львівської обласної ради.

На даний час головне – поновити ефективну роботу вертикалі влади, від президента до районних адміністрацій, а вже потім можна розвивати і місцеве самоврядування.

Читать далее

Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никто остановить их не сможет

Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никто остановить их не сможет: Если в процессе реформ благосостояние народа будет расти, то никто остановить их не сможет

Роман Коваленко, директор Центра законодательных инициатив, юрист, кандидат экономических наук, Донецк.

Сейчас мы переживаем такой период, когда правительство не торопится презентовать свою дальнейшую стратегию развития местного самоуправления. Но в ближайшем будущем она появится, а то, что нет спешки – только хорошо. Реформирование не может осуществиться лишь путем принятия той или иной стратегии, того или иного законопроекта.

Читать далее

Місцеве самоврядування – це аксіома існування цивілізованого демократичного суспільства

Місцеве самоврядування – це аксіома існування цивілізованого демократичного суспільства: Місцеве самоврядування – це аксіома існування цивілізованого демократичного суспільства

Віктор Кравченко, завкафедрою конституційного та адміністративного права Університету економіки та права (КРОК)

Місцеве самоврядування – це не «плід розвитку суспільства і демократії», а інструмент цього розвитку. Це вже добре розумів Гай Юлій Цезар – ініціатор першого в світі закону, що визначив важливі принципи самоврядування (45 рік до н.е.), а сьогодні – це аксіома існування цивілізованого демократичного суспільства.

Читать далее

Практика управління регіонами в Україні залишилась радянською

Практика управління регіонами в Україні залишилась радянською: Практика управління регіонами в Україні залишилась радянською

Юрій Третяк, виконавчий директор Асоціації агенцій регіонального розвитку України

В Україні досі щороку розробляються плани соціально-економічного розвитку на національному та на регіональному рівнях. Але якщо ви почитаєте їх за 1976 рік чи за 2006 – то це болванки, майже ідентичні за структурою документи, де міняються лише цифри і деякі найменування. Залишилася практика розробки державних програм, які копіюються в регіонах і з центру мало б йти фінансування на реалізацію цих програм. За роки незалежності розроблено близько трьохсот державних програм, які між собою ніяк не узгоджені і не фінансуються.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,040