В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Когда заговорили, – оказалось, что никто не против реформирования пенсионной системы в Украине. Однако, у разных групп, заинтересованных в проведении пенсионной реформы, оказались и интересы свои, и средства. Одни стремятся увеличить возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж (вместе с выслугой лет), при этом, даже не заикаясь о повышении сумм пенсий как таковых, о соотношении их с реальным прожиточным минимумом. Другие – пытаются получить, если не уже заслуженное в полном объеме, то, по крайней мере, – не потерять то, что в состоянии отложить на старость из текущего потребления.

А о том, что „болезнь” весьма запущена красноречиво говорят цифры. Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18% ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран. Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы – свыше 40% заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно. Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65% пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц – это в 4–10 раз ниже, чем в других европейских странах. При этом государственную пенсию, превышающую 10 тысяч гривен, получают 3872 украинца.

Ныне работающий человек должен нести тройную нагрузку: обеспечивать отчисления в Пенсионный фонд, откладывать самостоятельно на свою старость, отказывать себе в текущем потреблении, ибо на все просто не хватает средств. Но кто может гарантировать сохранность самостоятельно накопленных средств, если даже Директор Мирового банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер считает, что этому должно предшествовать создание соответствующих предпосылок и наличие функционирующего рынка капитала. Без этого сегодняшний работник, не может быть уверенным, что его накопления не погибнут в новых «пирамидах МММ», что их не съест инфляция, и это не будут деньги, выброшенные на ветер.

В то же время очевидными становятся перекосы, как в части пенсионного обеспечения, так и в части взимания пенсионных платежей, уверяют эксперты. В чем состоят главные проблемы грядущей пенсионной реформы? В увеличении возраста выхода на пенсию или в отсутствии рабочих мест и росте безработицы? В предпочтении молодых при приеме на работу, и людей предпенсионного возраста – при любом сокращении штатов? Почему увеличение трудового возраста должно быть обязательным, если это не отражается на величине государственной пенсии? Если государство обеспечивает лишь прожиточный минимум, то не должен ли он быть ОДИНАКОВЫМ для ВСЕХ? В зависимости не от чего целесообразнее было бы определять размер пенсии? В этом мы и предлагаем разобраться в новой теме Интернет-издания «Диалог.UA». Ведь боязнь поднимать этот больной вопрос, сделает «течение болезни» еще более опасным.

И, наконец, где же выход из сложившегося положения? Не будут ли результаты пенсионной реформы противоположны ожиданиям?

Вопросов, действительно, накопилось немало. Однако, помимо обсуждения грядущих перемен в пенсионном обеспечении, не хотелось бы обойти стороною причины и следствия ситуации, в которой очутились будущие украинские пенсионеры. Когда возраст начал столь стремительно обесцениваться? Почему общество отошло от формулы: «Молодым - везде у нас дорога, старикам - везде у нас почет!»? И что идет на смену этой формуле - «Спасайся, кто может? И живи за свой счет или умирай»?

Свернуть

Пенсионная система досталась Украине в наследство, и все прекрасно понимают, что изжила она себя еще вчера, вместе с обществом «развитого социализма». Но все полтора десятка правительств, сменившихся за 20 лет Независимости, старались передать реализацию давно назревшей пенсионной реформы тем, кто придет им на смену. О ней даже предпочитали не говорить до тех пор, пока это не стало требованием МВФ.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

90% пенсионеров могут получать более высокие пенсии – если захотят

90% пенсионеров могут получать более высокие пенсии – если захотят: 90% пенсионеров могут получать более высокие пенсии – если захотят

В.Ф. Савелюшкин, пенсионер, ветеран труда, модератор ресурса www.pensia.in.ua

На выплату обычных пенсий у Пенсионного фонда денег хватило бы для всех, если бы навели элементарный порядок. Различного рода прибавки должны идти из госбюджета, но, опять-таки, равномерно, а не пропорционально пенсиям. Представьте себе добавку на 50% к пенсии в 10 000 или к пенсии в 700 гривен: получается 5000 и 350 гривен соответственно. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Читать далее

Это не пенсионная реформа, а попытка усиления эксплуатации народа Украины

Олег Соскин: Это не пенсионная реформа, а попытка усиления эксплуатации народа Украины

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Нынешняя власть, которая представляет самую богатую олигархическую группу, решила устами долларового миллиардера Тигипко, с подачи МВФ, предложить нам пенсионную реформу. Но то, что они предлагают - это не реформа. Это простое усиление эксплуатации народа Украины путём продления пенсионного возраста за рамки средней продолжительности жизни. В солидарной системе они намерены сохранить восьми- или девятикратный разрыв между наименьшей и наибольшей пенсиями, не меняя принципа начисления.

Читать далее

Если государство выберет только «силовой» путь «выжимания» средств для бюджета, то реформа завершится дефолтом

Анатолий Баронин: Если государство выберет только «силовой» путь «выжимания» средств для бюджета, то реформа завершится дефолтом

Анатолий Баронин, Директор Аналитической группы" Da Vinci AG"

Безболезненного решения проблемы пенсионной реформы не может быть в принципе. Поэтому все тезисы об изыскании ресурсов только лишь за счет сокращения теневой экономики, безболезненной реформе и создании рабочих мест для тех, кому за 60 – это лишь миф, призванный успокоить умирающего больного. Выбор был 20 и даже 10 лет назад. Сегодня выбора почти не существует. И повышение пенсионного возраста – это неизбежность, как и то, что в Украине появится поколение людей, для которых пенсия станет роскошью.

Читать далее

Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения

Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения: Пенсионная реформа может стать последней каплей, которая переполнит чашу народного терпения

Владислав Павловский, член политсовета Партии пенсионеров

До тех пор, пока процветает коррупция, любая реформа, даже если она продумана и нужна людям, будет нести лишь зло и дальнейшее обнищание народа. Все эти накопительные системы будут лопаться, как пузыри, а государство умоет руки. В наших условиях, только государство может и обязано гарантировать выплату пенсий. Частные пенсионные фонды в нашей стране станут такими же мошенническими и ненадежными структурами, как и банки. Да и много ли найдется людей, способных делать дополнительные пенсионные взносы? С каких денег – с этих зарплат?

Читать далее

Применять в каждой стране одни и те же пенсионные технологии МВФ, это и методологически, и стратегически неправильно

Применять в каждой стране одни и те же пенсионные технологии МВФ, это и методологически, и стратегически неправильно: Применять в каждой стране одни и те же пенсионные технологии МВФ, это и методологически, и стратегически неправильно

Ольга Пищулина, к.с.н., заведующая отделом социальной политики Национального института стратегических исследований.

Требования МВФ одни на все случаи жизни и для любой страны. Они не понимают ситуацию в Украине. Эксперты МВФ не учитывают той исторической реальности, что в Украине когда-то селилось наибольшее число пенсионеров со всего Советского Союза. Вот такое наследие нам досталось. Это, конечно, дает колоссальное давление на бюджет – государственный и Пенсионного фонда. Кроме того, в нашем обществе сильны патерналистские настроения; даже молодёжь во многом рассчитывает на государство.

Читать далее

Магістральний шлях вирішення пенсійних проблем країни – збільшення частки зарплат у ВВП

Юрій Буздуган: Магістральний шлях вирішення пенсійних проблем країни – збільшення частки зарплат у ВВП

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Є три шляхи, що виводять з кризи пенсійне забезпечення: скорочення кількості пенсіонерів, збільшення числа працюючих і підвищення частки зарплат і пенсій у ВВП. Той шлях, по якому пішли Азаров і Тігіпко задля зменшення кількості пенсіонерів, не призведе до підвищення кількості зайнятих, бо в нас і так безробіття просто шалене і продовжує зростати. Ці люди будуть отримувати допомогу по безробіттю з центру зайнятості і лише тому, що вона мізерна, з’явиться певний «виграш».

Читать далее

Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…

Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…: Проект реформы построен на предположении, что люди будут себя вести себя так, как хотелось бы правительству, но…

Анна Вахитова, PhD, профессор-ассистент Киевской школы экономики, старший научный сотрудник Киевского экономического института

Вообще необходимость в пенсионной реформе очень острая. И ее надо было проводить еще 10 лет назад. Поэтому каждый год задержки только усугубляют положение. Конечно, когда ситуация стабильна, такого рода реформы проводить легче, но даже когда ситуация невыгодна, оттягивание проведения реформ делает положение еще хуже.

Читать далее

Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно

Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно: Пенсионные проблемы необходимо решать комплексно

Марчин Свенчицки (Marcin S'wiecicki), Директор, Аналитический центр «Блакитна стричка» ООН

Это очень красивая фраза: «Я заработал на свою пенсию». Но те, кто работал 30 лет, и хочет жить еще 25 лет на пенсию, – они заработали очень маленькую пенсию, и у государства нет возможности ее увеличить. Нужно работать дольше, чтобы получить достойную пенсию.

Читать далее

Наши реформаторы хотят просто залезть в карманы к пенсионерам

Наши реформаторы хотят просто залезть в карманы к пенсионерам: Наши реформаторы хотят просто залезть в карманы к пенсионерам

Галина Голеусова, руководитель департамента по вопросам социальной защиты ФПУ, член правления Пенсионного фонда

Мы это реформой не называем, потому что ничего реформаторского там нет. В этом документе всего лишь предлагаются меры по экономии средств на выплату гарантий нынешним и будущим пенсионерам. 99% всех предложенных норм только ограничивают уровень выплат по сравнению с действующим законодательством. Причём существенное снижение предполагается по всем категориям пенсионеров, без исключения.

Читать далее

Найкраще рішення – зробити диверсифікацію пенсійних ризиків

Найкраще рішення – зробити диверсифікацію пенсійних ризиків: Найкраще рішення – зробити диверсифікацію пенсійних ризиків

Володимир Яценко, консультант Проекту USAID «Розвиток фінансового сектору» (FINREP)

Ми не знаємо якоїсь однієї-єдиної найкращої пенсійної системи. Але якщо ви подивитесь на ризики солідарної та накопичувальної системи, то побачите, що вони відрізняються. Тому найкраще рішення – зробити диверсифікацію ризиків. Ніхто з нас не може передбачити, що краще спрацює через 30-40 років – ринок праці чи фінансові ринки.

Читать далее

Головне, що потрібно для накопичувальної системи - це довіра

Головне, що потрібно для накопичувальної системи -  це довіра: Головне, що потрібно для накопичувальної системи -  це довіра

Олександр Рогозинський, директор Київської школи економіки

Проблеми, які ми бачимо в пенсійному забезпеченні зараз, виникли не водночас. Вони навіть не прийшли з попереднім урядом, а були очевидними ще в середині дев’яностих. Вже тоді на них звернув увагу Світовий банк і почалися розробки нового законодавства, яке пізніше й було прийняте. В ньому збереглися деякі риси, характерні для Радянського Союзу, але не було враховано те, що радянська система добре функціонувала лише торгуючи газом і нафтою. Тепер Україна не має подібного ресурсу, та попри це, суспільство очікує отримати пенсійну систему таку, як радянська, хоча і адаптовану до умов ринкової економіки. Крім того, зараз наш Пенсійний Фонд виконує безліч невластивих йому функцій, які перейшли до нього з радянських часів, включаючи виплати шикарних пенсій "потрібним" людям за рахунок "непотрібних", і це цілком влаштовує тих, від кого залежить реформа. Мова йде про великі гроші і жоден український уряд не хоче відпускати їх від себе.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,065