В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Среди основных вызовов, которые стоят сегодня перед Украиной и требуют пристального и глубокого анализа, можно с уверенностью назвать социальную сферу. Выход большой массы людей на Евромайдан засвидетельствовал снижение доверия граждан к проводимой правительством экономической политике. Устойчивая структурная безработица, увеличение разрыва между доходами бедных и богатых граждан, а также множество других ее негативных проявлений в социальной политике, здравоохранении и образовании наблюдаются во всех без исключения регионах Украины. Можно сколько угодно повышать «на копейки» социальные выплаты и заработную плату бюджетников, но при этом итоговые суммы все равно не покрывают насущных элементарных проблем человека. Это сказывается не только на уровне потребления, но и на возможностях передвижения внутри страны и в крупных ее городах, проявляется в неравенстве доступа к услугам в медицине, культуре и образовании. Возникает мультипликационный эффект, приводящий к дискриминации в области прав человека, сегрегации и полной демотивации и деморализации общества.

В Украине сегодня очень высока социальная напряженность, к тому же, ситуация сознательно накаляется. Это делалось и раньше, но только сейчас лозунги о демократических правах и свободах, европейских ценностях подливают масла в перманентно тлеющий конфликт на почве колоссального социального неравенства. И этот конфликт с самым большим потенциалом способен вовлечь максимально широкие массы населения.

За последние годы не только планомерно сокращается в относительном и абсолютном выражении количество бюджетных средств, идущих на социальные цели, но также и существенно меняется система использования средств социальных фондов. Бездумная политика в социальной сфере привела к тому, что все фонды страдают дефицитом, а объем социальных обязательств государства с каждым годом становится все меньше.

Можно ли направить эти средства, идущие в карманы чиновников, в карманы граждан? Вопрос риторический, но в условиях бюджетного кризиса власти придется на него отвечать, чтобы не получить еще и серии голодных бунтов в различных регионах страны.

По количеству долларовых миллиардеров Украина оказалась на 27 позиции мирового рейтинга, расположившись между Египтом и Чили. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Перепись миллиардеров 2013», проведенного экспертами международной компании Wealth-X, которая исследует жизнь богатейших людей современности, совместно со швейцарским финансовым конгломератом UBS.

Но в тоже время, Украина попала в тройку беднейших стран Европы. По данным международной компании GFK, реальный разрыв между странами, занявшими первые строчки рейтинга и последние, просто колоссален. Например, первое место по покупательной способности с большим отрывом занял Лихтенштейн – с показателем в 58 848 евро. На втором и третьем местах соответственно расположились Швейцария (36,351 тысяч) и Норвегия (31,707 тысяч евро). Тогда как в Украине этот показатель составляет 2 206 евро.

Острота проблемы социального неравенства определяется соотношением доходов, а не самим наличием богатых и бедных. По этим показателем у нас разрыв значительно больше, чем в европейских странах, и это наиболее сильный раздражитель для общества. Разрыв в богатстве очень большой, он просто не соотносится с развитием экономики, поскольку экономика в стагнации, а разрыв растет. Кроме того, неравенство в современном украинском обществе становится еще и существенным деморализующим фактором.

Политика сокращения расходов на социальные нужды под предлогом «сведения бюджета» фактически стала новым социальным экспериментом, охватившим и Европу, и многие страны мира, включая и США. Так называемая «финансовая дисциплина» стала сегодня полубогом, которому поклоняются все основные политические партии. Чтобы ликвидировать все прежние социальные завоевания трудящихся, они создали особые механизмы – «долговые тормоза» в Европе, «фискальный предел» в США. Прибыли банков и доходы нуворишей бьют рекорды, в то время как социальные права сотен миллионов людей жестко подавляются. В то же время показатели социального неравенства сегодня побили даже рекорды времен Великой депрессии.

Политики могут болтать до бесконечности о долгах и дефиците бюджета, пока это не касается ущерба живым людям, причиняемого их решениями по урезанию социальных расходов. Значительная часть населения Украины уже давно не видит роста своих доходов. И уровень их жизни почти не меняется к лучшему, если не ухудшается. По разным оценкам, от 30 до 40 % семей половину своего пищевого рациона производят самостоятельно – то есть держат приусадебное хозяйство. Именно этих граждан в первую очередь и волнует проблема бедности и инфляции. Именно эти граждане могут взорваться протестом, попав в безвыходную, на их взгляд, экономическую ситуацию.

Украине придется искать более эффективные формы децентрализации, в том числе и бюджетных социальных расходов, увеличивать роль промежуточных эшелонов между властью и обществом. Давно назрела необходимость оживлять социальный диалог, расширять перспективы для малого и среднего бизнеса – главного мотора экономики, открывать здесь и сейчас возможности для профессионалов и горизонты для молодого поколения, представители которого все чаше ищут пути самореализации за рубежом.

«Диалог.UA» попросил экспертов ответить на ряд актуальных в рамках этой темы вопросов, а также подобрал ряд статей о социальной сфере в других странах. Приглашаем всех читателей принять участие в обсуждении одной из наиболее насущных проблем Украины.

Свернуть

Среди основных вызовов, которые стоят сегодня перед Украиной и требуют пристального и глубокого анализа, можно с уверенностью назвать социальную сферу. Выход большой массы людей на Евромайдан засвидетельствовал снижение доверия граждан к проводимой правительством экономической политике. Устойчивая структурная безработица, увеличение разрыва между доходами бедных и богатых граждан, а также множество других ее негативных проявлений в социальной политике, здравоохранении и образовании наблюдаются во всех без исключения регионах Украины. Можно сколько угодно повышать «на копейки» социальные выплаты и заработную плату бюджетников, но при этом итоговые суммы все равно не покрывают насущных элементарных проблем человека. Это сказывается не только на уровне потребления, но и на возможностях передвижения внутри страны и в крупных ее городах, проявляется в неравенстве доступа к услугам в медицине, культуре и образовании. Возникает мультипликационный эффект, приводящий к дискриминации в области прав человека, сегрегации и полной демотивации и деморализации общества.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Вимагати від суспільства обмежень можна тільки в обмін на ясну і чітку перспективу

Александр Майборода: Вимагати від суспільства обмежень можна тільки в обмін на ясну і чітку перспективу

Олександр Майборода, доктор історичних наук, професор.

Можливо, що на місце тих, хто управляє виробництвом, прийде нове покоління, яке залежить не від рахунку у банку, а від виробництва як такого, і воно оновить виробництво. Майбутнє залежить від багатьох факторів: активності суспільства, насамперед політичної, громадської активності. Сукупність багатьох факторів створює різні комбінації. Єдине, що можливо сказати впевнено: так, як зараз, більше жити не можна.

Читать далее

Треба проводить не політику економії, а політику відновлення балансу

Юрій Буздуган: Треба проводить не політику економії, а політику відновлення балансу

Юрій Буздуган, голова Соціал-Демократичної Партії України

Можу сказати одне – правлячі кола в Україні, і не тільки вони, проводять дуже недалекоглядну політику. Вони повертають світ в епоху класових війн. Якщо вони мріють, щоб прийшов «матрос Желєзняк», то їхня мрія здійсниться, але я б цього їм не радив.

Читать далее

Денег в нашей стране должно хватать на все социальные нужды

Владимир Балабанович: Денег в нашей стране должно хватать на все социальные нужды

Владимир Балабанович, председатель Профсоюза работников сферы предпринимательства

У нас государство фактически приватизировано чиновниками, оно – само по себе, а народ – сам по себе. Потому у нас и нет нормальной социальной политики – люди, находящиеся у власти в ней не заинтересованы. Принцип социального партнерства не выполняется. Социальные фонды мы наполняем все вместе, а кормится из них кто-то другой, более «заслуженный». Это и есть социальная справедливость по-украински.

В американской декларации независимости четко сказано, что если люди, оказавшиеся у власти, не выполняют возложенных на них обязанностей, то народ имеет право от них избавиться, и нанять других. Я думаю, нам такая норма очень бы пригодилась.

Читать далее

Держава має відповідати за те, щоб рівень життя її громадян не був надто низьким, щоб люди не деградували.

Дмитро Боярчук: Держава має відповідати за те, щоб рівень життя її громадян не був надто низьким, щоб люди не деградували.

Дмитро Боярчук, директор CASE-Україна

Не повинно бути сподівання, що держава прогодує всіх, але потрібно чітко сказати, що держава бере на себе зобов’язання підтримувати людей, які самі себе не можуть забезпечити. З одного боку, умови для того, щоб людина сама собі могла заробити, а з другого боку – підтримка людей, які не спроможні щось заробити – інваліди, старі люди, матері-одиначки. Усі інші пільги повинні бути зведені до мінімуму

Читать далее

Боюся, що таке поняття, як економіка України стало майже віртуальним

Олесь Ільченко: Боюся, що таке поняття, як економіка України стало майже віртуальним

Олесь Ільченко, письменник, Женева

В Україні, з одного боку, помітно бажання людей жити «окремо» від держави. Але з іншого - існують потужні споживацькі настрої, особливо серед людей старшого віку. Це по суті не їхня «вина» - то залишки ідеології «гвинтиків» в радянській імперії, вислід прищеплювання людям безініціативності й страху перед владою, з одного боку, а з іншого – очікування гарантованої «пайки», в тому числі й соціальної, від держави-рабовласника. Гадаю, що в сучасній Україні люди ще, на жаль значно залежать від «милостей» держави. Українське суспільство зусиллями низки недолугих влад вже скотилося до групи країн, де владарюють надзвичайно заможні люди, а решта – бідні й дуже бідні.

Читать далее

Соціальна політика не повинна бути турботою лише держави

Леонід Ільчук: Соціальна політика не повинна бути турботою лише держави

Леонід Ільчук, Центр перспективних соціальних досліджень Мінсоцполітики та НАН України, кандидат політичних наук, доцент, Заслужений працівник соціальної сфери України, директор

В Європі та США конкурси на закупівлю соціальних послуг за державні кошти виграють за критеріями, які визначає профільне Міністерство чи органи місцевого самоврядування через соціальне партнерство (соціальний контракт). Тобто, реально видно роздержавлення цієї сфери, і це, безумовно, повинно бути, не потрібно все перекладати на державу, вона цього не витримає. Дайте ці кошти благодійній чи громадській організації, і я думаю, вони зроблять це не гірше, ніж державні структури.

Читать далее

Социальная политика в Украине – это проблема защиты прав человека

Александр Стегний: Социальная политика в Украине – это проблема защиты прав человека

Александр Стегний, доктор социологических наук, исполнительный директор Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», ведущий научный сотрудник Института социологии НАНУ

Вся социальная политика в Украине – это, в основном, проблема соблюдения прав работающих. Прежде всего, социальная политика должна защищать права людей в области трудовых отношений, поскольку от этого в огромной мере зависит и экономическая ситуация в стране.

Читать далее

Ни одно государство не может отказаться от социальной сферы

Ольга Пищулина: Ни одно государство не может отказаться от социальной сферы

Ольга Пищулина, к.с.н., зав. отделом социальной политики НИСИ

К сожалению, социальная политика Украины направлена на поддержку социально неактивных членов общества, тогда как большая часть граждан, которые хотят и могут самостоятельно себя обеспечивать, ощущают недостаток внимания со стороны государства. Уровень базовых социальных стандартов определяется, не исходя из объективных потребностей, а исходя из финансовых возможностей бюджета. Соответственно, низкий уровень доходов делает невозможным сокращение существующих льгот, которые и компенсируют заниженные стандарты оплаты труда.

Читать далее

Держава має створювати умови, щоб дотримувалися соціальні стандарти

Юрій Гаврилечко: Держава має створювати умови, щоб дотримувалися соціальні стандарти

Юрій Гаврилечко, експерт ГО «Фонд суспільної безпеки»

Поки Україна не визначиться із сенсом свого існування як країни, у нас не буде соціальної політики. Без сенсу існування держави немає сенсу розмовляти про будь-яку політику, і про соціальну в тому числі. Соціальна політика – одна з найбільш консервативних політик, яка взагалі не має змінюватися частіше, ніж один раз на кілька поколінь. Бо якщо кількісні зміни можуть бути еволюційними, то якісні – завжди революційні

Читать далее

Ефективна соціальна політика потребує реформи місцевого самоврядування

Анатолій Луценко: Ефективна соціальна політика потребує реформи місцевого самоврядування

Анатолій Луценко, політолог, політтехнолог, директор «GMT Group»

Соціальна солідарність буде розвиватися, але, насправді, це дуже великий елемент культури, яка є в суспільстві, починаючи з культури політичної і соціальної. Соціальна солідарність на пустому місці не виникає, це досить тривалий процес розвитку соціальної відповідальності людей, які займаються бізнесом, – це результат довготривалої суспільної еволюції

Читать далее

Лучшая социальная политика государства — это ее отсутствие

Владимир Золоторев: Лучшая социальная политика государства — это ее отсутствие

Владимир Золоторев, журналист

«Социальная защита населения» - это первое, что должно измениться, так как она является основой «государствозависимости» современного общества. Приватизация этих функций имеет значение не только сама по себе, но и приводит к далекоидущим последствиям. Например, в случае ликвидации государственной пенсионной системы, обязательно обострится проблема денежной монополии государства, так как существующая сегодня инфляционная система прямо препятствует сбережениям.

Читать далее

Переосмыслить социальный мир

Тантели РАТУВУХЕРИ: Переосмыслить социальный мир

Тантели РАТУВУХЕРИ, кандидат политических наук, политолог

Для Украины довольно болезненной выглядит сложившаяся система, которая предполагает, что человек, получающий зарплату в 1500-3000 грн, на условиях анонимности, платит пенсию в 14000 грн кому-то, обеспечивает люксовым автотранспортом стоимостью в сотни тысяч долларов своего представителя в государственных или иных бюджетных структурах. Это относится к вопросам адресатов социальных программ, их объемов, эффективности применения общественных/социальных ресурсов и средств.

Читать далее

Социальная политика должна выполнять функцию предохранительной сетки

Владимир Дубровский: Социальная политика должна выполнять функцию предохранительной сетки

Владимир Дубровский, старший экономист центра «CASE-Украина», Киевская школа экономики, старший консультант.

В Украине есть шанс значительно уменьшить неравенство за счет прекращения перераспределения в пользу богатых, то есть отказа от перераспределения вообще, как такового, без сворачивания в сторону «социального государства» - уже видно, что это тупиковый путь. Поэтому мы имеем возможность не повторить ошибок «старой Европы». Выход в том, чтобы государство отказалось от своей монопольной роли «перераспределителя» социальных благ, а оставило за собой только функцию страховщика, последнего прибежища, к которому может обратиться человек в случае полного краха или крайне тяжелой жизненной ситуации.

Читать далее

Соціальні виплати не можуть збільшуватися без зростання економіки

Олексій Шестаковський: Соціальні виплати не можуть збільшуватися без зростання економіки

Олексій Шестаковський, кандидат соціологічних наук, науковий співробітник Інституту економіки та прогнозування НАН України

У підтримці непродуктивної економіки, спрямованої на зняття ренти, беруть участь не тільки політики, які цим процесом керують, а й населення – та його частка, яку можна купити за пенсії чи соціальні виплати, щоб вони потім «правильно» проголосували. А наслідком є те, що зберігається неефективна економічна система, яка не стимулює економіку до зростання

Читать далее

У період кризи бідним залишається лише виживати і очікувати на кращі часи

Черенько Людмила: У період кризи бідним залишається лише виживати і очікувати на кращі часи

Черенько Людмила, зав. відділом дослідження рівня життя населення Інституту демографії та соціальних досліджень ім. М.В. Птухи НАНУкраїни

Сьогоднішні реєстри доходів та майна – це насмішка, їх просто немає. А поки не буде хоча б розуміння, хто скільки має, у кого що є, хто скільки отримує, в кого яке майно, будь-які дії щодо вдосконалення системи оподаткування чи програм соціальної підтримки, навіть прогресивні, можуть лише зашкодити.

Читать далее

Для нинішньої влади ближчий той вектор розвитку, де зберігається система нерівних можливостей

Павло Розенко: Для нинішньої влади ближчий той вектор розвитку, де зберігається система нерівних можливостей

Павло Розенко, провідний експерт Центру ім. О. Разумкова, громадський діяч

Чим довше ми будемо робити вигляд, що все у нас добре і нічого поганого не відбувається, тим більше людей будуть відчувати себе не потрібними, тим більше молоді буде поповнювати ринки праці розвинутих країн, тим менший соціальний захист матимуть в Україні ті люди, які справді цього потребують. Тому треба рухатися, треба реформувати країну, треба визначати вектор розвитку. І менше говорити, а більше робити в цьому напрямку

Читать далее

Симулякр соціальної турботи

Лесь Герасимчук: Симулякр соціальної турботи

Лесь Герасимчук, культуролог

Соціальна нерівність в оглядному майбутньому не зменшуватиметься, а зростатиме. Ще й чималими темпами, як свідчать тренди нашого бюджету. Доведено, що характер економічної діяльності зумовлений особливостями цивілізаційного вибору. Утворений цією діяльністю ландшафт позначається глибинною стратифікацією, а отже і антагонізмом складників. Здавалося б, нормальна діалектика. Але для того, щоб «нормальна діалектика» соціальної нерівності не витворювала вибухонебезпечних умов (а саме до цього нині йдеться), слід кардинально замінювати вибудувану в нас владну піраміду.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,138