В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Информационное пространство Украины и украинские масс-медиа – к этим терминам мы уже давно привыкли, но очертить границы этих пространств, указать на их особенности и основные различия, оценить возможности и предугадать тенденции развития – задача, как оказалось, отнюдь не простая.

Ни для кого не секрет, что единое информационное пространство в Украине на сегодня отсутствует. Регионы живут своей жизнью, описываемой своими СМИ, а Киев – своей. В Киеве не читают региональную периодику и не смотрят региональные ТВ каналы, тогда как в регионах зачастую невозможно купить киевскую периодику, благо хоть теле и радио трансляции из Киева доступны (что, однако, не означает – востребованы!) в украинской глубинке.

С одной стороны, в Украине зарегистрировано около 20 тыс. газет и журналов, более 1 тыс. телеканалов, то есть выбор источников информации огромный. Но качественного отечественного информационного продукта – все еще нет, а те редкие исключения, которые все же иногда радуют читателя или зрителя, – лишь подтверждают общее правило. Количество и качество доступных газет и каналов телевидения для жителя столицы на порядки выше объемов доступных носителей информации для жителя периферии.

Такое неравномерное распределение информационного ресурса, ограниченный доступ к важной информации, которая, как чистый воздух, должна присутствовать везде и всюду, сразу ставит населения регионов в неравные условия при реализации своих прав и свобод, прежде всего, – права на свободу слова и информации.

Для многих очевидно, что современные информационные технологии способны улучшить положение в обществе: уже более 10 лет они ощутимо влияют на развитие экономики, науки, культуры. Информационные инструменты стали доступной и привычной составляющей бизнеса, управления, образования. Однако наметившиеся тенденции развития онлайнового бизнеса и его ощутимый технократический уклон могут отставить за бортом информационного общества многие жизненные потребности общества, усугубить его социальное и территориальное расслоение. Проблемой социального единства, как в нашей стране, так и во многих странах мира становится так называемое «цифровое разделение» – разрыв между теми, у кого есть возможность выхода в Интернет, и теми, у кого ее нет.

Это, так называемое технико-экономическое ограничение, – лишь одно из многих. Для Украины по-прежнему остается не преодоленной информационная разрозненность между отдельными частями страны, иногда даже находящимися рядом. Доходит до абсурда – люди информированы о происходящем в соседних странах, на других континентах, но не догадываются о происходящем в соседнем городе или области!

Еще один вопрос, который нам не хотелось бы обойти стороной, это вопрос содержательного наполнения отечественного информационного пространства и, прежде всего, украинских СМИ. Общество, отдающее предпочтение демократическому пути развития, не может игнорировать тот факт, что демократических идеалов можно достичь лишь тогда, когда все избиратели в целом образованы и информированы настолько, что могут понимать суть наиболее важных политических проблем и принимать по ним ответственные решения. Ясно, что коммерческие СМИ не могут играть просветительскую роль должным образом. Многие их представители заявляют, что масс-медиа должны давать людям лишь то, что они хотят, а хотят они, в первую очередь, развлечений.

Однако нельзя упускать из виду и того, что масс-медиа фактически формируют вкусы людей. А вкусами (впрочем, как и мыслями, и предпочтениями), как известно, легко манипулировать. В качестве примеров можно привести следующее.

– Использование чувства страха и опасности для привлечения внимания часто дает побочный эффект, когда люди начинают бояться не того, чего действительно следовало бы опасаться. Страхи, искусственно создаваемые масс-медиа, иногда перерастают в панику, начинается «охота на ведьм». Принимаются сильнодействующие средства для борьбы с незначительными опасностями, в то время как гораздо большие опасности игнорируются.

- Для украинской политики очень характерно то, что увлечь зрителя или читателя «проблемой языка» или мыльным политическим сериалом с помощью СМИ гораздо легче, чем демонстрировать реальные результаты работы и поднимать реальный уровень жизни людей (причем, не избранных!). Масс-медиа охотятся за скандалами из частной жизни политиков и их семей, но игнорируют многие серьезные последствия их деятельности.

- Передачи скорее развлекают, чем информируют, в основном распространяя слухи, скандальные сообщения, секс и насилие. Политические программы в основном касаются персоналий политиков или их позиционирования, а не их идеологий. Но когда нет серьезного обсуждения проблем, избиратели остаются в заложниках у политической пропаганды, содержащей бессмысленные лозунги, а это лишает избирателей интереса к политике и переполняет их цинизмом.

- Новости отбираются масс-медиа не по их важности для общества, а по «коммерческой» привлекательности и возможности быть выгодно «проданными» целевой аудитории.

Таким образом, нынешние информационные технологии получили возможность формирования общественного мнения и социального управления, причем в случае с Украиной, еще и конкурирующими социальными укладами, каждый из которых предлагает и продвигает при помощи рекламы свои стандарты. Однако для общества важно сохранять критическую (в отличие от пассивно-потребительской) позицию восприятия, которая, увы, сознательно подавляется. «Фрагментированный мир частичных смыслов» приводит к невозможности «синтезировать реальность в ее смысловой целостности», а это, в свою очередь, способно породить еще большее «зло» - безответственность тех, кто предлагает тот или иной социальный уклад, за последствия его реализации.

И последнее. Глобальная культура, вестернизация... Выживание национальных СМИ в эпоху глобализации (внутри страны, и за ее пределами – в качестве носителя информации о стране) – также задача не из легких. Именно поэтому нас интересовали вопросы: Какими должны быть «законы жанра» при формировании национального информационного пространства? Что такое национальный информационный продукт в условиях современного глобального рынка, где можно гораздо легче и дешевле приобрести «чужой». Кто заинтересован в национальном информационном продукте, кто его заказчики и потребители?

Ведь «не имея эффективного национального телевидения невозможно реализовать национальный проект», особенно в условиях, когда в стране нет единого политического проекта, который бы объединял всех. Может, хотя бы для этого нужно создавать Общественное телевидение? Чего еще не хватает нашему информационному пространству, чтобы называться, «развитым», « цивилизованным», «самодостаточным»? Над чем еще нужно работать нашим политикам, издателям, журналистам, ученым и инженерам, чтобы сделать «кривое зеркало» украинской действительности более свободным, объективным, и независимым?

 

 

Свернуть

Информационное пространство Украины и украинские масс-медиа – к этим терминам мы уже давно привыкли, но очертить границы этих пространств, указать на их особенности и основные различия, оценить возможности и предугадать тенденции развития – задача, как оказалось, отнюдь не простая.

Развернуть

Мнение эксперта
Другие диалоги:
Версия для печати

Украинские медиа ждет интересное, но хорошее будущее

23 апр 2007 года
Украинские медиа ждет интересное, но хорошее будущее: Украинские медиа ждет интересное, но хорошее будущее

Сергей Дышленко, шеф-редактор журнала «Украинские Итоги»

Масс-медиа снабжают нас новостями, информацией, при этом сами оставаясь непрозрачными. Что происходит сейчас в медийной среде?

Работа журналиста, как и работа редактора требует умения, настойчивости, свободы и немного везения. Сегодня в Украине журналистам работать относительно легко. Нужна информация – загляни в Интернет. Люди легко идут на контакт, легко расстаются со своими мыслями. В этом отношении работать легко и просто. Но есть такая вещь, которую редактора называют «не наш формат издания».

Я думаю, что формат может быть только один – интересный или неинтересный. Думаю, нельзя жестко делить людей на читателей и журналистов. Поэтому, когда меня спрашивают, а интересно ли это читателю, я отвечаю вопросом, а интересно ли это мне? А если материал интересен мне, я уверен, что он будет интересен читателю моего возраста, моего мироощущения и так далее.

В издательском деле две проблемы – это время и деньги. Причем деньги важнее – как только они находятся, находится и время. Я прогнозирую, что многие издания понемногу сократят тиражи и закроются – из-за нехватки денег, причем оставаясь в то же время интересными читателям. Поиск денег в редакторской деятельности занимает большую часть времени и сил. Если в издании есть хорошая рекламная группа, это вопрос с трудом, но решается.

Я прекрасно понимаю, что многие издания финансируются крупными политическими группами. Результат такого спонсорства таков, что, например, такая известная газета как «Факты» по своему уровню больше напоминает издание 70-х годов. Однако сейчас появилась новая газета «24». Я знаю ее шеф-редактора, он ведет работу грамотно, дает слово героям, антигероям и излагает позицию автора. Потому я считаю, что средства массовой информации в Украине ждет интересное, хорошее будущее. Есть прекрасные авторы, отличные фотохудожники. И все же политическая жизнь накладывает свой отпечаток. Как в политике есть противостояние «оранжевых» и «бело-голубых», а остальные силы немного в стороне, то и в масс-медиа со временем останется несколько крупных изданий. Их будет мало, но они будут хорошими.

Растет ли качество работы масс-медиа?

Мне кажется, качество масс-медиа растет, и очень быстро. Уже сейчас у нас есть очень хороший, по моему мнению, телевизионный канал «К1», «Тонис», и местный канал ТРК «Киев». Работают они интересно, актуально, доходчиво, грамотно. И как по капле воды можно определить соленость Мирового океана, так по их телеведущим можно определить, что это хорошие, качественные каналы вещания.

Обычно за крупным изданием стоят крупные политические силы. У них есть деньги – они могут пригласить лучших журналистов. Денег мало – они просто берут какие-то работы из Интернета, наплевав на авторские права, или приглашают каких-то студентов и платят им гроши. Я знаю одно издание, которое просто берет какую-то книжку, и перепечатывает ее глава за главой. И таким образом живут, и будут жить и, слава Богу.

Происходящее в информационном пространстве на Западе активно мониторится, и есть свидетельства того, что растет популярность Интернет-изданий, а печатных изданий и телевидения – снижается. А каковы наши тенденции?

Как говорил Киплинг, Запад есть Запад, а Восток есть Восток. А мы находимся как раз посередине. Потому делать какую-то аналитическую выкладку исходя из того, что пять лет назад у нас 2% населения были пользователями Интернета, а сейчас 7-9%, думаю, преждевременно, как преждевременно говорить о влиянии на умы, например, эфэм-радиостанций. Их много, но впечатление, что они рассчитаны на 11-летних, и не очень умных, подростков. Все эти радиостанции абсолютно одинаковы и абсолютно примитивны. Телевидение как у нас, так и на Западе остается наиболее влиятельным средством массовой информации. Если взять ту молодежь, которая учится, и которая имеет перед собой цель в жизни, то, конечно, такая молодежь отдает предпочтение Интернету. Однако лично я отдаю предпочтение старым советским книгам – если выкинуть из них пропагандистскую составляющую, то с точки зрения глубины и качества подачи информации они очень хороши. Тем не менее, за Интернетом безумно большое будущее – и с точки зрения оперативности, и разнообразия, и глубины подачи материалов. Идет объединение печатных изданий с Интернет-изданиями. Одни открывают свои Интернет-версии, другие начинают выходить на бумаге.

Имея такого соперника, телевидение будет постепенно сдавать позиции, но в чем я совершенно уверен, что никогда не сдаст позиций – это книга и кино. Таким образом, соотношение разных видов масс-медиа со временем изменится. Мне кажется, останется несколько крупных серьезных печатных изданий, и масса развлекательных. Наверняка останутся мелкие корпоративные издания рекламного плана. Причины этого очевидны – резко растет стоимость полиграфии, растет стоимость аренды, а рекламодатели в малоизвестные издания идут слабо.

Многие жалуются на то, что нет качественной аналитики. Быть может, ее нет потому, что просто нет спроса?

Спрос на аналитику есть. Телевидение работает - когда хорошо, когда не очень, но оперативно. Однако солидной и доброжелательной аналитики у нас очень мало. Мне лично качественной аналитики не хватает. Более-менее хорошо ее делает журнал «Корреспондент», близко к нему стоит «Зеркало Недели» и не хочу никого обидеть, но на этом мой список заканчивается. Украина не так велика, как Россия, а фактор численности населения тоже имеет значение, потому я считаю, что качественная аналитика не то, что будет процветать здесь, но у нее есть будущее, она еще ждет своего часа.

Сейчас кое-что в этом направлении делается. Нужна ли качественная аналитика в глубинке? Думаю, что нужна и там. Вопрос в интеллектуальном потенциале. Но серьезное общенациональное интеллектуальное издание – своего рода интеллектуальный форум, со временем появится, поскольку существует потребность в нем, быть может, еще не осознанная. И чем раньше оно появится, тем лучше.

Основная проблема наших СМИ – низкий уровень знаний. Сознание людей - и наших, и западных, как журналистов, так и читателей - заполнено штампами. Вот Миша Задорнов набирает популярность, рассказывая о том, какие «тупые» люди на Западе, а вот мы, мол, умные. Это штамп, но он всем нравится, потому что приятно щекочет наше коллективное «Суперэго». Вот читаю я голландскую спортивную газету, а там пишут, «а вам, коммунистические свиньи, нечего делать в лиге чемпионов». Я абсолютно уверен, что это написал недалекий человек с заштампованным сознанием.

Несмотря на всю европейскую культуру, люди там абсолютно не знают, где находится Украина, а где Борнео. Там господствует узкая специализация. О нас они не знают ничего, и в принципе им это не нужно. Общий уровень знаний у нас и на Западе, я считаю, где-то близок, мы лучше знаем общие вещи, они лучше специализированы. Но проблему это не решит без изменения приоритетов всей политической системы – во главе угла должен стоять человек.

 

Записал Андрей Маклаков

 

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Вооруженные негосударственные силы: тенденции и вызовы

Когда государство не справляется с охраной общественной безопасности, эту лакуну заполняют негосударственные вооруженные силы – инсургенты, банды, частные охранные фирмы; значение этих формирований в мире неуклонно растет. Наиболее тревожным, пожалуй, является то, что процесс приватизации госструктур безопасности происходит «как бы легитимно», когда группировки, описанные выше, не стремятся свергнуть само государство, и действуют якобы на законных основаниях. В самом деле, несмотря на аполитичный характер некоторых вооруженных групп, они разрушительны для государства, в особенности, когда криминальные элементы получают власть и расширяют сферу влияния посредством подпольной деятельности.

Незаконные, негосударственные вооруженные формирования – как и их законные «братья», они формируют сложную сеть безопасности для решения различных задач, первая из которых – их собственное выживание. Приватизация органов охраны общественного порядка разрушительно сказывается на общественной безопасности, так как ответственность переходит в частные руки. Гарантированная безопасность, в конечном счете, становиться доступной только тем, кто располагает средствами для содержания частной охраны, либо рискует довериться нелегальным группировкам и бандам. Это подрывает и без того низкую репутацию государственного правового режима.

Читать далее

 

Мнения других экспертов

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований "София"

Українські ЗМІ не встигають реагувати на нові інформаційні потреби та запити, які генерує сучасний соціум в світі та в Україні

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Не стоит забывать, что медиа – это мощный источник политических технологий, которые способствуют формированию политического выбора граждан.

Вахтанґ Кіпіані, редактор щотижневого журналу «Фокус»

Доки ми не розібрались, що робиться у нас удома, намагатись втрутитись у світовий розподіл медіа безсенсово

Сергій Квіт, доктор філологічних наук, професор, завідувач кафедри соціальних наук і соціальних технологій Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Менеджери і власники принижують смаки нашого глядача

Ігор Луценко, економіст

Існує певна інформаційна асиметрія

Денис Иванов, продюсер кинодистрибьюторской компании "Артхаус Трафик"

«К сожалению, украинское кино и телевиденье не располагают к развитию вкусов зрителя»

Наталья Лигачева, шеф-редактор интернет-издания «Телекритика»

Отсутствие качественной аналитики – основная проблема украинского ТВ

Сергій Гузь, голова Незалежної медіа-профспілки

Наша журналістика пішла шляхом нарощування майстерності, але не шляхом генерування нових форматів

Игорь Данах, эксперт по системам безопасности

Свобода информации – не более чем иллюзия

Алексей Шевченко, философ, политолог

Задача масс-медиа – контроль за наслаждением

Сергій Таран, голова Правління Центру соціологічних і політологічних досліджень «Соціовимір» директор Міжнародного інституту демократії

Форматная манипуляция – главная проблема украинских медиа

Юрій Макаров, журналіст, літератор

«Українське суспільство весь час перебуває в ситуації, коли слова спочатку набувають ваги, а потім стрімко девальвуються»

Олег Хоменок, советник по вопросам печатных СМИ IREX У-Медиа

«Граждане должны иметь право выбора информации»

Володимир Мостовий, редактор міжнародного суспільно-політичного тижневика «Дзеркало тижня», голова Комісії з журналістської етики

У нас зараз засилля ерзац-національного продукту

Руслан Кириленко, шеф-кореспондент відділу політики інформагенції «Українські новини»

Наші ЗМІ є не «четвертою владою», а лише частинами владних конгломератів

Владимир Золоторев, журналист

Наши масс-медиа не работают на читателя

 

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,032