В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Политреформа, плоды которой пожинает сегодня наша страна, отодвинула на задний план проблемы регионов. Уже мало кто вспоминает о предполагавшемся 2-м ее этапе, касающемся системы власти на местах. При этом политреформа не только обострила существовавшие проблемы региональной жизни, но и породила новые.

Среди таких проблем – углубление кризиса регионального управления из центра. На сегодня различными политическими силами выдвигаются всевозможные инициативы – пересмотр процедуры назначения губернаторов, создание 2-й палаты парламента, где будут представлены интересы региональных элит, изменение принципов выборов в местные советы (то ли на смешанную форму, то ли возврат к «мажоритарке»).

Кризис проявляется везде и во всем: ослабляются органы местного самоуправления; усиливается политизация их как результат новой формы проведения выборов в местные органы власти. Не прописаны, а иногда неадекватны и противоречивы полномочия органов государственной исполнительной и местной власти, часты конфликты между мэрами и госадминистрациями на местах, между мэрами и местными советами и т.д. и т.п. Все это ведет к нарастанию проблем, к разбалансированию регионального развития, углублению региональных диспропорций.

Политический процесс, который мы наблюдаем по всей стране в целом и в стенах ВР в частности, еще больше усугубляет ситуацию. Ведь общенациональные партии далеки не только от отстаивания, но даже и от рассмотрения реальных проблем регионов, от устранения дифференциации уровня жизни людей в зависимости от региона проживания. По сути – регионы брошены на произвол судьбы, оставлены один на один со своими проблемами, растущими как снежный ком. Все это происходит на фоне их недофинансирования, в том числе и запланированными из бюджета средствами.

Сегодня реальными представляются три стратегии развития регионов. Первая из них – закрепление советского отраслевого принципа организации, только теперь вместо ведомств руководить процессом будут бизнес-структры, укрепляя и без того сильный патернализм. Вторая – рост самоорганизации местных общин, что позволяет развивать мелкий и средний бизнес, ориентированный на местный же уровень. И, наконец, третья – тихое физическое и политическое умирание, появление социальных пустынь в центре Европы. К сожалению, ни один из перечисленных вариантов не имеет перспектив быстрого решения региональных проблем. Более того, дальнейшее воспроизведение этих укладов ведет к катастрофе, не предполагающей повышения качества жизни населения в целом. Пусть это для Украины звучит банально, но дальше так жить нельзя.

Назрела и перезрела необходимость возврата к проблемам региональной политики, причем политики эффективной, ориентированной на будущее. В противном случае, кризис регионального управления из центра перейдет в неуправляемую фазу, что чревато весьма непредсказуемыми последствиями для страны в целом.

Пора, если и не остановить, то затормозить ухудшение положения в регионах, особенно на фоне расцвета столицы. Безработица, низкие зарплаты, не покрывающие прожиточный минимум, кризис жизненной инфраструктуры – вспомним Алчевск, Днепропетровск, Львов… – вот лишь некоторые черты углубляющегося кризиса малых населенных пунктов Украины.

Качество власти как в центре, так и на местах оставляет желать лучшего. Ее адекватность тем проблемам, которые стоят перед регионами и страной в целом, слишком низка, чтобы ожидать от местной власти (впрочем, как и от центральной) роста эффективности управленческих решений, способности прогнозировать и минимизировать возможные риски, наращивать прозрачность принятия решений и открывать контроль для структур гражданского общества.

В современном мире, в экономически успешных странах, регионализм реализуется, как правило, снизу, а не сверху, и суть его заключается в поиске оптимальных механизмов участия регионов в общегосударственных процессах. Украине же еще только предстоит преодолеть сверхвысокую централизацию и концентрацию власти, доставшиеся нашей стране в наследство от советского прошлого, и закрепляемые нынешней политической элитой. И, чтобы облегчить этот процесс, должны появиться заинтересованные в этом субъекты в лице регионов, необходим целенаправленный и неформальный подход, который смог бы последовательно модернизировать не только распределение, но и ответственность за положение дел на местах.

Все это так или иначе потребует внесения изменений в ныне действующую Конституцию. Появится ли у регионов Украины «заказ» на эти изменения или мы и дальше будем наблюдать дестабилизацию и закрепление безответственности бюрократической иерархии – вопрос остается открытым.

ДИАЛОГ. UA приглашает наших постоянных авторов, экспертов и читателей обсудить на страницах нашего интеренет-издания проблемы регионального контекста и попытаться очертить пути выхода из них.

Свернуть

Политреформа, плоды которой пожинает сегодня наша страна, отодвинула на задний план проблемы регионов. Уже мало кто вспоминает о предполагавшемся 2-м ее этапе, касающемся системы власти на местах. При этом политреформа не только обострила существовавшие проблемы региональной жизни, но и породила новые.

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Реформу провести нетрудно – было бы желание

Олег Соскин: Реформу провести нетрудно – было бы желание

Олег Соскин, директор Института трансформации общества

Для того чтобы провести действенные реформы, Украине нужны минимальные изменения в Конституции, которые практически не заденут ее тела. Нам нужно также мощное министерство регионального развития для последовательной и кропотливой работы по развитию депрессивных регионов – тогда их будет гораздо меньше, ведь сейчас депрессивной является почти вся страна

Читать далее

Я завжди був прихильником децентралізації і субсидіарності

Анатолій Ткачук: Я завжди був прихильником децентралізації і субсидіарності

Анатолій Ткачук, народний депутат 1-го скликання

Максимум ресурсів повинно бути в тих органів, які знаходяться найближче до людей, і де вони можуть бути ефективно використані. По-друге, державні повноваження повинні виконувати лише державні органи. І по-третє, держава має контролювати законність і конституційність актів органів місцевого самоврядування.

Читать далее

«Регіони не висувають вимог, а швидше нагадують прохачів»

«Регіони не висувають вимог, а швидше нагадують прохачів»: «Регіони не висувають вимог, а швидше нагадують прохачів»

Олександра Кужель, заступник Міністра регіонального розвитку та будівництва України у зв'язках з Верховною Радою України та іншими органами державної влади

Слід пам’ятати, що розмови про потребу надати місцевій владі більше повноважень так і залишаться лишень розмовами, якщо паралельно із розширенням повноважень не передавати відповідальність та гроші для того, щоби ці повноваження можна було виконувати. Нам слід займатися не скороченням влади, а вірною її розстановкою, щоб всі її органи без дублювання один одного займалися виконанням своїх функцій.

Читать далее

«У нас так і не було створено системи управління регіонами»

«У нас так і не було створено системи управління регіонами»: «У нас так і не було створено системи управління регіонами»

Сергій Максименко, директор Інституту регіональних та євроінтеграційних досліджень „ЄвроРегіо Україна”

За моїм глибоким переконанням, унітарність української держави має бути недоторканою на сьогодні, а друга палата парламенту - це те питання, яке за умов не дуже високого рівня політичної культури і зрілості як політиків, так і виборців в Україні може спричинити деструктивні наслідки.

Читать далее

Революции, проводимые народом, защищаться не умеют

Владимир Бревнов: Революции, проводимые народом, защищаться не умеют

Владимир Бревнов, экономист

В нашей стране, система самоуправления может стать эффективной лишь с преобладанием инициативы, исходящей снизу. Но вряд ли для такого преобразования в данный исторический период сложились необходимые и достаточные условия

Читать далее

Местное самоуправление нуждается в расширении своих полномочий

Местное самоуправление нуждается в расширении своих полномочий: Местное самоуправление нуждается в расширении своих полномочий

Елена Бурая, депутат Белоцерковского городского совета

Местное самоуправление нуждается в расширении своих полномочий. С советских времен мы унаследовали крайнюю централизацию. Госплана уже нет, парткомов нет, но централизация осталась. Кроме децентрализации власти, необходима ее деволюция, т.е. часть власти нужно отдать на места. Ведь практически ни одно решение горсовет не может принять без согласования с областью. Пока что местная власть не имеет никакой самостоятельности.

Читать далее

Главная проблема – в сознании и привычках

Главная проблема – в сознании и привычках: Главная проблема – в сознании и привычках

Юрий Полянский, украинский руководитель украино-канадского проекта «Региональное управление и развитие»

Трудно изменить сознание руководителей, их привычки, трудно вселить в них понимание, что регионам самим нужно больше о себе заботиться. На местах многие ресурсы есть, но они либо используются неправильно, либо о них просто не знают. Если же ресурсы правильно учесть и использовать, то многое изменится к лучшему.

Читать далее

Дуалізм влади на регіональному рівні

Дуалізм влади на регіональному рівні: Дуалізм влади на регіональному рівні

Кравченко Віктор, виконавчий директор, Асоціації сільських, селищних та міських рад України

Треба змінювати призначення i функції виконавчої влади, які уособлені місцевими державними адміністраціями

Читать далее

Спосіб, у який функціонує місцеве самоврядування, відстає від політичних подій у країні

Спосіб, у який функціонує місцеве самоврядування, відстає від політичних подій у країні: Спосіб, у який функціонує місцеве самоврядування, відстає від політичних подій у країні

Вакуленко Володимир Миколайович – завідувач кафедри регіонального управління, місцевого самоврядування та управління містом Національної академії державного управління при Президентові України

Нам варто працювати на модель, подібну до існуючої у Франції, яку можна назвати класичною для унітарних країн. Така модель характеризується наявністю систем самоврядування на всіх рівнях – базовому, обласному, регіональному, при тому що на кожному з них одночасно присутнє впливове представництво уряду

Читать далее

Гибридное самоуправление Украины

Гибридное самоуправление Украины: Гибридное самоуправление Украины

Александр Микитюк, заместитель руководителя Проекта «Комплексное использование евразийских степей»

Советы представляют интересы народа, а голова сельрады или города – выражает волю президента. Такой гибрид, такое соединение компетенций необходимо государству так же, как дереву нужны все его части.

Читать далее

«Ми є свідками боротьби двох видів самоврядування: місцевого та регіонального»

Андрій Дуда: «Ми є свідками боротьби двох видів самоврядування: місцевого та регіонального»

Андрій Дуда, кандидат наук з державного управління, доцент кафедри політології Національного університету «Києво-Могилянська академія»

Існує велика проблема у політизації життя на місцях. Про реформу місцевого самоврядування зазвичай говорять не з позиції критеріїв ефективності управління територіями, управління місцевими ресурсами, управління людьми, а виключно з точки зору політичної доцільності.

Читать далее

Реформи місцевого самоврядування набагато потрібніші, ніж зміни на центральних щаблях влади

Реформи місцевого самоврядування набагато потрібніші, ніж зміни на центральних щаблях влади : Реформи місцевого самоврядування набагато потрібніші, ніж зміни на центральних щаблях влади

Вадим Прошко, член групи незалежних експертів з питань впровадження Європейської хартії місцевого самоврядування при Конгресі місцевих і регіональних влад Ради Європи

Реформи не відповідали інтересам територіальних громад, а радше захищали цілі центральної влади, тому на місцевому рівні ці ідеї та спроби не сприймалися і не підтримувалися. Отже, ні «верхи», ні «низи» насправді не бажали реформувати місцеве самоврядування.

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

Украина: нация для государства или государство для нации?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,039