В украинской системе нечего исправлять, - там все надо менять.

Евгений Чичваркин

Пользовательского поиска

Украина: нация для государства или государство для нации?

Государство, которое со времен Вестфальского договора (1648) было важнейшим из всех современных институтов, умирает. И хотя на карте мира появляются все новые и новые страны, судьба, собственно, государства парадоксальным образом оказалась под вопросом. Столетиями существовавшие государства либо вступают в более крупные объединения, либо распадаются, либо передают часть своего суверенитета организациям, не являющимся государствами.

На семнадцатом году становления собственной государственности Украина попала в своего рода «противофазу». Украина пытается проводить политику построения национального государства с использованием этнокультурных, лингвистических, этнорелигиозных форм. Но на сегодня этот процесс отличается от того, что был в Европе в эпоху Модерна. Там степень консолидации была выше, и даже формирование нации происходило с акцентом на территориальную целостность. Для Украины же существует огромная опасность потери территорий и на данный момент этому вопросу следовало бы уделять гораздо больше внимания. Когда национальное государство слабеет и теряет свое значение, оно утрачивает свой суверенитет под давлением с двух сторон: сверху (со стороны транснациональных сил), и снизу (со стороны сил субнаціональних).

Национальный элемент в Украине был всегда, именно он способствовал тому, чтобы Украина стартовала как суверенное государство, решила принципиально важные базовые проблемы. Но чтобы завершить всё это, вывести государство на зрелую стадию, – этнического содержания общественной основы уже не достаточно. Мы видим, насколько дифференцированы в массовом сознании ценностные приоритеты и цивилизационные ориентиры, и потому реально реализуемая модель должна становиться все более сложной. Рост числа государств сам по себе может быть признаком разложения. Похоже, что даже в своих собственных границах государства скоро не смогут защищать политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь своих граждан.

Даже не обезопасив свою суверенность, еще не встав как следует на ноги, Украина, как и большинство новых стран, уже ищет, как бы интегрироваться с более успешными соседями. На международном уровне мы вынуждены будем уходить от системы отдельных, суверенных держав к менее ясным, более иерархическим и во многих случаях более сложным глобальным структурам.

В то же время, сама идея глобализации противоречит традиционному представлению о мировых делах и верховенстве национального государства, подразумевая возможность того, что негосударственные структуры играют роль не менее, а возможно и более важную, чем национальные государства. И противопоставить этим процессам национальному государству практически нечего. Это подтверждает неспособность государств обеспечить внутреннюю безопасность, отражать внешние угрозы, вызовы, созданные глобализацией и глобальными масс-медиа.

Кроме того, технологии, которые в свое время помогли сформироваться национальным государствам, в наше время, по иронии судьбы, стали способствовать их распаду. Как пишет Кревельд, «беспрецедентное развитие электронных коммуникаций стало еще одним шагом на пути к коллапсу государства». Технологическая глобализация позволила массам обездоленных людей увидеть, что делается в других частях света, и перебраться туда. Волны массовой иммиграции, чему мы стали свидетелями, достаточно сильны, чтобы уничтожить нации или даже целые континенты.

В тоже время, нации приобретают новые возможности, они могут действовать на глобальной арене независимо от «родных» государств. Растущая сила глобальных масс-медиа ускоряет и углубляет коммуникации. Ключевые связи теперь проходят через совокупность наций, религий и этносов, однако приспособиться к новым реалиям удается далеко не всем нациям.

Семнадцать лет независимости – для истории это не срок. И говорить, что государство Украина остановилось в своём развитии, не совсем правильно. Просто это развитие намного более трудное и мучительное, чем могло бы быть.

Украина – это одновременно и очень древняя, и очень молодая страна. Древность государственной жизни на территории Украины дает нам важнейший источник необходимой легитимности государства, а молодость возрожденной Украины – открывает новые возможности для страны, в том числе возможность написать некоторые вещи с чистого листа – написать лучше, чем у других.

Мы предлагаем всем читателям присоединиться к обсуждению этих сложных вопросов на страничках нашего интернет-журнала.

Свернуть

Как известно, становление Модерна тесно связано с созданием и укреплением нации-государства, которое превращается в основной элемент системы международных отношений [см.: Giddens 1991; Habermas 1987; Wagner 2001]. Национальные государства и сегодня остаются важнейшим элементом международной системы, несмотря на размывание их роли. Однако, приходится констатировать, что попытки перенесения европейской модели национального государства на новые государственные образования все чаще приводят к неудовлетворительным результатам. Национальный проект, который предложен украинскому обществу, не отвергнут, но и не принят. Почему? Что не сработало? В чем состоит главная проблема, которую нам необходимо решить?

Развернуть

Мнения экспертов
Другие диалоги:

Украинская модель государства только внешне копирует европейские формы

Кость Бондаренко: Украинская модель государства только внешне копирует европейские формы

Кость Бондаренко, директор Института проблем управления имени Горшенина

Главный враг украинского народа - это украинское государство. Что действительно есть общего между жителями Львова, Луганска, Крыма и других областей, если не борьба с коррумпированным чиновничьим аппаратом, с его бюрократией, милицией и судами? Противостояние этой системе является, возможно, главным объединяющим стимулом

Читать далее

Ще не виріс той дуб, з дошок якого виготовлять труну для «національної держави»

Ярослав Матійчик: Ще не виріс той дуб, з дошок якого виготовлять труну для «національної держави»

Ярослав Матійчик, Виконавчий директор ГНДО "Група стратегічних та безпекових студій"

Між державами «що не склалися» і тими, яких відносять до бідних існує суттєва різниця. І полягає вона в тому, що одні володіють потенціалом національного розвитку і зберігають для себе історичну перспективу, а інші – ні.

Читать далее

Нам потрібне усвідомлення нових архетипів націєтворення

Олександр Шморгун: Нам потрібне усвідомлення нових архетипів націєтворення

Олександр Шморгун, канд. філос. наук, доцент, провідний науковий співробітник Інституту світової економіки і міжнародних відносин НАН України, старший науковий співробітник Інституту європейських досліджень НАН України

Шанси зберегти державність втрачені ще не всі, все залежатиме від того, чи зможуть усвідомити громадяни і можновладці, що в світі, де все більше посилюється нестабільність, і, врешті решт, кожен грає за себе (як казав той же де Голль «війна проти наших ворогів, мир – проти наших друзів»), теза «Україна – наш спільний дім» повинна бути доповнена тезою «Україна наш спільний дім і порятунок».

Читать далее

Построения национального государства в Украине не наблюдается

Виктория Подгорная: Построения национального государства в Украине не наблюдается

Виктория Подгорная, к.ф.н., директор Центра социально-политического проектирования

Украина пытается проводить политику построения национального государства с использованием этнокультурных, лингвистических, этнорелигиозных форм. Но этот процесс отличается от того, что был в Европе в эпоху Модерна. Там степень консолидации была выше, и даже формирование нации происходило с акцентом на территориальную целостность. Поэтому я считаю, что на первом плане для любого государства – неприкосновенность его границ. Для Украины существует огромная опасность потери территорий, и на данный момент этому вопросу следовало бы уделять больше внимания.

Читать далее

Необходимо понять, что происходит с государством

Необходимо понять, что происходит с государством: Необходимо понять, что происходит с государством

Александр Дергачов, политолог

Как известно, становление Модерна тесно связано с созданием и укреплением нации-государства, которое превращается в основной элемент системы международных отношений. Почему же попытки перенести европейские модели наций-государств на нашу почву приводят к не очень удовлетворительным результатам? Почему Украина, так долго стремившаяся к независимости, остановилась в развитии государственности?

Читать далее

Для Украины крайне важен вопрос политической нации

Для Украины крайне важен вопрос политической нации: Для Украины крайне важен вопрос политической нации

Александр Палий, ведущий эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины, кандидат политических наук

Украина – это одновременно и очень древняя, и очень молодая страна. Древность государственной жизни на территории Украины дает нам важнейший источник необходимой легитимности государства, а молодость возрожденной Украины – открывает новые возможности для страны, в том числе возможность написать некоторые вещи с чистого листа – написать лучше, чем у других

Читать далее

Украина станет великой державой, если...

Алексей Крысенко: Украина станет великой державой, если...

Алексей Крысенко, к.ф.н., заведующий отделом украино-российского регионального сотрудничества НИСИ

...наш национальный проект станет привлекательным для всех наших соседей, не говоря уже об этносах и национальных меньшинствах внутри государства. Следовательно, вопрос лучше развернуть на 360 градусов: возможно ли убедить украинских «неукраинцев» в их исконной украинскости, а также наполнить гуманитарное пространство наших соседей любовью к Украине?

Читать далее

Компроміс «по-українськи»

Олексій Гарань: Компроміс «по-українськи»

Олексій Гарань, доктор історичних наук, професор Києво-Могилянської Академії, науковий директор Школи Політичної Аналітики

У разі членства України в Євросоюзі надання російській мові офіційного статусу або навіть автономізація певних територій буде нести набагато менше ризиків, ніж зараз, адже ЄС об`єднає нас навколо однієї ідеї – ідеї належності до Європи

Читать далее

Український державі нема альтернативи

Український державі нема альтернативи: Український державі нема альтернативи

Володимир Трощинський, доктор історичних наук, професор

Становлення України як держави-нації є ще процесом незавершеним й що ми маємо чіткіше визначитись, якій саме моделі нації – “західній” (громадянсько-територіальній) чи “східній” (етнічно-генеалогічній) надати перевагу

Читать далее

«Ваш голос на виборах – це акція! Чекайте дивідендів»

«Ваш голос на виборах – це акція! Чекайте дивідендів»: «Ваш голос на виборах – це акція! Чекайте дивідендів»

Фредерік Лемаршан, доктор соціальних та економічних наук, Національний Університет Каену, Франція

Заради добробуту люди здатні забути про своє коріння. Ми всі тепер перетворилася на космополітів, які готові пристати до того берега, де краща соціальна політика. Іммігранти все менше дбають про національність, тому що у їхніх інтересах швидше асимілюватися, «корінні» все менше дбають про національність, тому що їм за це не платять і, таким чином, уся політична система набуває рис бізнес-відносин

Читать далее

Держава як штамп у паспорті нації

Держава як штамп у паспорті нації: Держава як штамп у паспорті нації

Василь Лісовий, кандидат філософських наук, провідний науковий співробітник та завідувач відділу історії української філософії НАН України

Українці сходу та заходу є набагато ближчими між собою за культурою, способом життя та сприйняттям власної держави, ніж жителі різних міст будь-якої європейської держави

Читать далее

Україна перебуває поза зоною загрози

Україна перебуває поза зоною загрози: Україна перебуває поза зоною загрози

Юрій Якименко, директор політико-правових програм Центру Разумкова

Україна, попри несприятливі для себе чинники, серед яких егоїзм і меркантильність національної еліти, соціально-культурне розмежування між регіонами, складна соціально-демографічна ситуація та інше, має достатній запас міцності для того, щоб використати свій історичний шанс

Читать далее

Примус до самостійності

Владимир Лупаций: Примус до самостійності

Владимир Лупаций, исполнительный директор Центра социальных исследований "София"

За сьогоднішніх умов, будь-яка інтеграційна риторика - це спроба втікти від вироблення власної стратегії розвитку. З огляду на загострення глобальної нестабільності, більшість макрорегіональних зон будуть прагнути уникнути «інфікації» з боку глобальних кризових процесів та схилятися до стратегії самозамкнення. Відтак, політичне керівництво України може стикнутися з таким явищем, як «примус до самостійності».

Читать далее

Другие диалоги

Украина в Европе – контуры и формат будущих взаимоотношений

Государственное управление: нужен ли «капитальный ремонт власти»?

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У «ЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ» в УКРАИНЕ?

МИР В ВОЙНЕ или ВОЙНА В МИРУ?

НОВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ родится в Украине?

УКРАИНСКИЙ ПРОЕКТ – реформирование, перезагрузка, создание нового?

Будущее ТВ и Интернета – слияние, поглощение, сосуществование?

ФЕНОМЕН УКРАИНСКОГО МАЙДАНА

Поляризация общества - источник перманентной нестабильности. Найдет ли Украина социальный компромисс?

Партнерство Украина-Евросоюз: вызовы и возможности

МАЛЫЕ ГОРОДА – богатство разнообразия или бедность упадка

Права или только обязанности? (О состоянии соблюдения прав человека в Украине и мире на протяжении последних 65 лет)

Виртуальная реальность и нетократия: новые штрихи к портрету Украины

Таможня или Союз?

ДЕНЬГИ БУДУЩЕГО: валюты локальные, национальные, глобальные? Бумажные или электронные?

Кадры решают все? Или почему из Украины утекают мозги?

Мультикультурализм VS национализм

Религия в социально-политическом контексте Украины

Гуманитарная политика в Украине – а есть ли будущее?

Новый мировой экономический порядок

Рынок земли и будущее аграрной Украины

ДЕМОКРАТИИ КОНЕЦ? или ОНА ВРЕМЕННО СДАЕТ ПОЗИЦИИ?

Судьба реформ в Украине или Реформировать нереформируемое?!

20 наших лет

Будущее без будущего? или Почему Украина теряет образованное общество?

Украинский характер – твердыня или разрушающаяся крепость?

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В УКРАИНЕ: куда дует ветер перемен

20 лет независимости Украины – мифы и реалии

Поход Украины в Европу: остановка или смена курса?

Местные выборы 2010: прощание с самоуправлением?

Республика: «де-юре» или «де-факто»?

Каков капитал, таков и труд

Идеология умерла. Да здравствует новая идеология?!

Повестка дня нового Президента – стабилизация или развитие?

Соблазн и искушение диктатурой

Реформа украинского здравоохранения или ее отсутствие: причины и следствия

Выборы-2010: готова ли Украина к переменам?

Неосознанный сталкер. Или. Скрытые и явные угрозы жизни Украины и возможности их предотвращения

Новый общественный договор – быть или не быть?

КАК СПАСТИ СТРАНУ? или Приговор вынесен. Обжалованию подлежит?!

Человеческий капитал в топке экономического кризиса

Украинское общество в условиях кризиса: социальные вызовы и мистификации.

Большой договор между Украиной и Россией: от проекта влияния к проекту развития

Украинская власть: царствует, господствует или руководит?

„Социальный капитал” и проблемы формирования гражданского общества в Украине

«Социальные мифологемы массового сознания и политическое мифотворчество»

Гражданин и власть: патерналистские и авторитарные настроения в Украине.

В зеркале украинского культурного продукта

Есть ли «свет» в конце регионального «туннеля» или кого интересуют проблемы местного самоуправления?

Национальная идея: от украинской мечты к новой парадигме развития

Досрочные выборы: политическое представление к завершению сезона

Кризис ценностей: что такое хорошо, и что такое плохо?

Реформы в экономике Украины: причины, следствия, перспективы

Информационное пространство – кривое зеркало Украинской действительности

Постсоветское поколение – здравствуй! (или некоторые подробности из жизни молодежи)

Проект Україна: українська самосвідомість і етнонаціональні трансформації

„Південний вектор” євроінтеграційної стратегії України

Феноменологія української корупції та її специфічні риси

Українській Конституції 10 років: від «однієї з найкращих в Європі» до правового хаосу

Украина в геополитических играх 2006-2025 гг. или Очередное обновление внешней политики

Яку Україну пропонують Україні чи Програми та реальні практики політичних партій України

Парламентський злам: проблеми взаємодії владних гілок

Майдан, рік по тому

Вызовы или стимулы глобализации?

Демографический кризис или последний украинец

Адміністративно-територіальна реформа – тест на ефективність нової влади

Ролевые игры: социодрама Украина – ЕС

Славянские миры: цивилизационный выбор

Повестка дня будущего президента

Новое украинское Просвещение

„Внутрішня геополітика” України.

Чи готова Україна „мислити глобально, діяти локально”?

Демократия по-украински

Какая Россия нужна Украине?

Українська національна еліта – становлення чи занепад?

Середній клас в Україні : майбутнє народжується сьогодні

Україна шукає свою ідентичність

Камо грядеши, Украина?

page generation time:0,339